В методическом пособии впервые раскрыта система работы с родителями по профориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дано обоснование необходимости включения родителей ребенка с ОВЗ в профориентационную работу. Описаны направления работы, формы и содержание. Раскрыты особенности профориентационной образовательно-просветительской работы, процедуры изучения и профориентационного консультирования родителей; цели, задачи и виды психолого-педагогической помощи.
Для специалистов, работающих в системе как общего, так и специального образования, осуществляющих подготовку и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендуется использовать при чтении лекций студентам, обучающимся по направлениям «Специальное(дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование».
Предисловие
Участие родителей в профориентации и социализации своего ребенка – важнейшая обязанность и проявление ответственности за его будущую судьбу и жизнеустройство. Включение родителей в коррекционно-образовательный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – проблема, которая, с одной стороны, раскрывает новые возможности для расширения сферы коррекционного воздействия на ребенка с ОВЗ, когда специальные условия, необходимые для его развития, создаются не только в образовательном учреждении, но и в семье, а с другой, позволяет родителям понять и принять путь развития ребенка с ОВЗ, обрести жизненные ориентиры, самоуважение, уверенность в будущем ребенка и смысле собственной жизни [1-10 ].
К сожалению, значительная часть родителей, в силу различных обстоятельств, не знакома с содержанием процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и не владеет профессиональными компетенциями оценки его возможностей и перспектив развития. Предлагаемая специалистами помощь часто воспринимается родителями как подтверждение диагноза ребенка и их собственной вины, что и формирует в их сознании пассивную или отвергающую позицию в отношениях «родитель - ребенок с ОВЗ - специалист» и стремление замкнуться в собственном горе [18 ].
В данном методическом пособии впервые раскрывается система работы с родителями по профориентации и социализации обучающихся с ОВЗ. Цель пособия ознакомить специалистов образовательных учреждений с направлениями, содержанием и формами профориентационной работы с семьями детей с ОВЗ.
Методическое пособие состоит из 4 разделов. В первом разделе определяется роль семьи в профориентации и социализации обучающихся с ОВЗ. Раскрываются основные понятия, цели, задачи и принципы профориентационной работы с семьей ребенка с ОВЗ.
Второй раздел посвящен описанию содержания образовательно-просветительского направления и его наиважнейшей составляющей - профориентационной работе с родителями.
Содержание процедуры психологической диагностики и профориентированного консультирования представлены в третьем разделе. Описаны направления психологического исследования, раскрыты особенности профориентированного консультирования отцов и матерей детей с ОВЗ.
В четвертом разделе изложены содержание и формы психолого-педагогической помощи семьям детей с ОВЗ, описаны методы работы и психотехники, используемые в процессе проведения родительско-детских тренингов и при организации коррекционных занятий «специалист- ребенок с ОВЗ- родитель».
Автор книги представляет материалы, которые рекомендуется использовать при организации работы с семьями воспитанников, в приложениях представлены: тематика лекций и семинаров по профориентации; этапы становления профориентационных интересов и формирования профессионально-трудовых навыков у обучающихся с ОВЗ без интеллектуальных нарушений; этапы становления профориентационных интересов и формирования профессионально-трудовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).