ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Диагностические пробы к коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для разработки СИПР

  1. Действия с материалами

Проба 1. Сминание материала

Цель: оценить умение сминать материал (бумагу)

Диагностический материал: листы бумаги разной плотности (бумажная салфетка, газета, лист цветной бумаги)

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком газету и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком бумажную салфетку и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок сминал разные по плотности листы бумаги двумя руками (ведущей рукой)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не сминал материал, сминал отдельные образцы бумаги, сминал только ведущей рукой или двумя руками, сминал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сминание материала двумя руками (одной рукой) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 2. Разрывание материала

Цель: оценить умение разрывать материал (бумагу)

Диагностический материал: листы бумаги разной плотности (бумажные салфетки, газета, цветная бумага)

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком лист газеты и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком бумажную салфетку и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок разрывал разные по плотности листы бумаги двумя руками (пальцами)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не разрывал материал, разрывал отдельные образцы бумаги, разрывал только двумя руками, разрывал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата разрывание материала двумя руками (пальцами) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 3. Размазывание материала

Цель: оценить умение размазывать материал двумя руками, одной рукой, пальцем

Диагностический материал: пена для бритья, клейстер, пальчиковая краска, 3 подложки

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, выдавливает пену для бритья и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, наливает клейстер и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, наливает пальчиковую краску и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок размазывал материал двумя руками, ведущей рукой, пальцем

1 балл – при выполнении пробы ребенок не размазывал материал, размазывал одним или двумя способами, размазывал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата размазывание материала двумя руками (одной рукой, пальцем) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 4. Разминание материала

Цель: оценить умение разминать материал двумя руками (одной рукой)

Диагностический материал: мягкое тесто, мягкая пластичная масса, восковой пластилин, подложка

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, мягкое тесто и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, мягкую пластичную массу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, восковой пластилин и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок разминал материал двумя руками, ведущей рукой

1 балл – при выполнении пробы ребенок не разминал материал, разминал одним способом, разминал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата разминание материала двумя руками (одной рукой) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 5. Пересыпание материала

Цель: оценить умение пересыпать материал

Диагностический материал: песок (крупа, бобы) (выбор материала зависит от индивидуальных особенностей ребенка), 2 таза, совок

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание совком) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок пересыпал материал двумя руками, ведущей рукой, пользуясь совком

1 балл – при выполнении пробы ребенок не пересыпал материал, пересыпал материал одним или двумя способами, пересыпал материал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата пересыпание материала руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла совершенствование действия пересыпания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

 

Проба 6. Переливание материала

Цель: оценить умение переливать материал двумя руками (с помощью инструмента)

Диагностический материал: теплая вода, 2 таза, кружка

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог ставит на стол перед ребенком таз с теплой водой и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Зачерпни воду и удержи в руках» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (зачерпывание и удержание воды двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из них вода, другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Перелей» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (переливание кружкой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой

1 балл – при выполнении пробы удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата переливание материала двумя руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла совершенствование действия переливания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

 

Проба 7. Наматывание материала

Цель: оценить умение наматывать материал на катушку (палку)

Диагностический материал: катушка (палка) с закрепленной на ней толстой веревкой

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком катушку (палку), на которую частично намотана толстая веревка, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Намотай» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок полностью намотал толстую веревку на катушку (палку), на которую частично намотана веревка

1 балл – при выполнении пробы ребенок наматывал толстую веревку на катушку (палку) с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата наматывание материала в СИПР актуален при оценке 1 балл.

  1. Действия с предметами

Проба 1. Захват, удержание, отпускание предмета

Цель: оценить умение захватывать, удерживать и отпускать предмет

Диагностический материал: шарик, кубик

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком шарик (кубик) и предъявляет поочередно речевые инструкции (графические изображения): «Возьми», «Держи», «Положи» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок захватывал, удерживал и отпускал предметы по просьбе (образцу)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата захват, удержание, отпускание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 2. Встряхивание предмета

Цель: оценить умение встряхивать предмет

Диагностический материал: предмет, издающий звук при встряхивании (например, маракас); игрушка, светящаяся при встряхивании (выбор материала зависит от особенностей зрительного и слухового восприятия)

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком маракас (светящуюся игрушку) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Потряси» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок встряхивал предмет

1 балл – при выполнении пробы ребенок не встряхивал предмет, встряхивал предмет с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата встряхивание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 3. Толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе

Цель: оценить умение толкать предмет от себя и притягивать предмет к себе

Диагностический материал: игрушка на колесах со шнурком (коробка), мяч, небольшой шкаф в помещении

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит) в помещении комнаты. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет игрушку на колесах со шнурком на небольшом расстоянии от ребенка, располагая ее шнурком к ребенку (коробку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Придвинь к себе» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком мяч (коробку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Толкни (отодвинь) от себя» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог подводит ребенка к шкафчику и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой шкафчик» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет в шкафчик какие-нибудь материалы.
  • Затем педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой шкафчик» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок притягивал игрушку на колесах (коробку) к себе, толкал мяч (отодвигал коробку), открывал и закрывал дверцу шкафчика

1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял только одно действие или не со всеми предметами, выполнил одно и/или два действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 4. Вращение предмета

Цель: оценить умение вращать предмет

Диагностический материал: пластиковая банка с завинчивающейся крышкой, деревянный гриб с вращающейся шляпкой

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком деревянный гриб с шляпкой на резьбе, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покрути шляпку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком банку с завинчивающейся крышкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой банку» / «Открути крышку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком банку и крышку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрути крышку» / «Закрой банку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок вращал шляпку гриба, откручивал крышку банки и, соотнеся резьбу на банке и крышке, закручивал крышку на банке

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно и/или два действия, не соотносил резьбу на банке и крышке, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вращение предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 5. Нажимание на предмет

Цель: оценить умение нажимать на предмет кистью (пальцем)

Диагностический материал: светильник с большой кнопкой, кнопка беспроводного звонка

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком светильник с большой кнопкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание кистью) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком кнопку беспроводного звонка, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок нажимал на предмет всей кистью, пальцем

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нажимал на предмет, нажимал на предмет одним способом (кистью или пальцем), нажимал на предмет с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата нажимание на предмет в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 6. Сжимание предмета

Цель: оценить умение сжимать предмет двумя руками (одной рукой, пальцами)

Диагностический материал: резиновая игрушка, издающая звук при сжимании; коробка, 5 прищепок, коробка с жесткими стенками

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком резиновую игрушку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сожми игрушку двумя руками» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком резиновую игрушку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сожми игрушку одной рукой» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком коробку, на стенку которой прикреплены прищепки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сними прищепки» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок сжимал предметы двумя руками, ведущей рукой, пальцами

1 балл – при выполнении пробы ребенок не сжимал предметы двумя руками, ведущей рукой, пальцами; сжимал предметы одним или двумя способами, сжимал предметы с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сжимание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 7. Вынимание, складывание, перекладывание предметов

Цель: оценить умение вынимать, складывать и перекладывать предметы Диагностический материал: 2 корзинки, 5 кубиков

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Достань кубики» / «Положи кубики на стол» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Убери кубики» / «Положи кубики» / «Положи кубики в корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком 2 корзинки, в одной из которых лежат кубики, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи кубики в другую корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок вынимал кубики из корзины, складывал кубики в корзину, перекладывал кубики из одной корзины в другую корзину

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия с предметами, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вынимание, складывание, перекладывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 8. Вставление предметов в отверстие

Цель: оценить умение вставлять предметы в отверстия

Диагностический материал: одинаковые пластиковые стаканчики – 5 шт., корзинка, коробка с круглыми отверстиями, 5 шариков; мозаика

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком пластиковые стаканчики (дном вверх), привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Сделай башню» / «Построй башню» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком пластиковые стаканчики (дном вниз), привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Собери все стаканчики в один» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком коробку с отверстиями и корзинку с шариками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вставь шарики» / «Положи шарики в отверстие» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком мозаику, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вставь мозаику» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок вставлял одинаковые стаканчики друг в друга, вставлял шарики и мозаику в отверстия

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или несколько действий, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вставление предмета в отверстие в СИПР актуален при оценке 1 балл.

 

Проба 9. Нанизывание предметов

Цель: оценить умение нанизывать предметы на стержень (нить)

Диагностический материал: стержень на подставке, деревянными кольца, толстая нить с деревянным наконечником, крупные деревянные бусины Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог ставит на стол перед ребенком стержень на подставке и корзинку с деревянными кольцами, привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Надень кольца на стержень» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком нить с деревянным наконечником, деревянные бусины, привлекает внимание ребенка к материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Собери бусы» / «Сделай бусы» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок нанизывал кольца на стержень, крупные бусины на нить с наконечником

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нанизывал кольца на стержень и /или крупные бусины на нить с наконечником, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата нанизывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла формирование действия нанизывания является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

 

Проба 10. Открывание и закрывание предметов

Цель: оценить умение открывать и закрывать предметы

Диагностический материал: коробка круглая с крышкой, коробка прямоугольная (квадратная) с крышкой

Порядок проведения пробы:

  • Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  • Педагог кладет на стол перед ребенком круглую закрытую коробку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком прямоугольную (квадратную) закрытую коробку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком круглую открытую коробку и крышку к ней, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  • Педагог кладет на стол перед ребенком прямоугольную (квадратную) открытую коробку и крышку к ней, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой коробку» или показывает жестом) / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок открывал и закрывал круглые и прямоугольные (квадратные) коробки

1 балл – при выполнении пробы ребенок не открывал и не закрывал круглые и прямоугольные (квадратные) коробки; не закрывал круглые и /или прямоугольные (квадратные) коробки, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата открывание и закрывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла формирование действия открывания, закрывания является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.