Понятие профориентации в контексте научных дисциплин

 

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

Т.Г. Богданова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова, Н.А. Степанова в рамках профессиональной реабилитации выделяют профориентацию как ее начальный этап. По мнению исследователей, профориентация представляет собой комплекс медицинских, психологических и социально-педагогических мероприятий, в ходе которых происходит ознакомление субъекта профориентации с миром профессий, с потребностями рынка труда.

Как комплексную и системную поддержку в выборе профессиональных ориентиров, а также в планировании дальнейшего профессионального развития видят профориентацию Н.С. Пряжников и Л.С. Румянцева. С точки зрения авторов, профориентация проводится через профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику и эмоционально-нравственную поддержку подростка, молодого человека.

Обучающиеся с когнитивными нарушениями испытывают бóльшие трудности при определении ориентиров профессионального развития, чем их сверстники без ограничений здоровья. Специалисты объясняют подобные трудности обедненным жизненным опытом школьников с умственной отсталостью, фрагментарностью и неточностью имеющегося багажа знаний и представлений о мире профессий, нарушениями эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер, выражающимися в незрелости и уплощенности чувств и эмоций, мотивов и интересов.

Специалистами отмечается, что знания старшеклассников с умственной отсталостью о  тех видах профессий, которые являются доступными для них и актуальными для современного рынка труда, бедны и ограничены, часто молодые люди не могут обозначить свой профессиональный путь: затрудняются в определении необходимых ориентиров, не способны их установить. При совершении попытки определить свои профессиональные предпочтения старшеклассники с умственной отсталостью, как правило, не учитывают имеющиеся у них медицинские противопоказания к тому или иному виду профессиональной деятельности. Наиболее часто встречающимися мотивами школьников при выборе профессии являются желание учиться с друзьями или одноклассниками, выбор профессии родителей или ближайших знакомых. При этом мотивы профессионального выбора отличаются нестойкостью и незрелостью.

Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с умственной отсталостью и условием их интеграции в общество.

По мнению И.А. Коробейникова и В.З. Кантора, готовность обучающегося с умственной отсталостью к освоению профессии опирается, в первую очередь, на его способности к регуляции и произвольности познавательной деятельности, а также на сформированность компетенций в социально-коммуникативной сфере.

Вышеперечисленные особенности профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью накладывают отпечаток на сам процесс профориентации данной категории лиц с ОВЗ. Чем более выраженными будут когнитивные нарушения у обучающегося, тем более сложно будет протекать процесс профориентации. Для обучающегося с выраженной степенью умственной отсталости профориентация будет включать в себя подбор доступных видов трудовой деятельности и таких профессий, которыми может овладеть школьник, при обязательном учете как индивидуальных психофизических особенностей и возможностей, так и медицинских противопоказаний (В.В. Ткачева).

Выделяют различные варианты планирования профессионального развития индивидуума:

  • Выбор ближайшего ориентира. Примером такого выбора для обучающегося с легкой умственной отсталостью является выбор профиля трудового обучения (5 класс). Следующим ориентиром для него может стать определение дальнейшего постшкольного профессионального пути: будет ли выпускник трудоустраиваться или продолжать профессиональное обучение в соответствии со школьным трудовым профилем или изберет для себя новый вид профессионально-трудовой деятельности.
  • Составление профессионального плана. Планирование предполагает определение последовательных, выстроенных в цепочку целей-ориентиров. Профессиональный план может помочь обучающемуся с умственной отсталостью представить сложную для него деятельность в виде последовательности простых действий, которые ему легче понять и осмыслить.
  • Определение профессиональной перспективы. Выстраивание профессиональной перспективы предполагает определенную способность к обобщению, т.к. она направляет обучающегося не к конкретным ближайшим целям, а к дальним ориентирам. Перспектива профессионального развития обучающегося, как правило, одна, а планов для реализации этой перспективы может быть несколько. В связи с этим встает вопрос о помощи старшекласснику с умственной отсталостью в выборе наиболее удачного плана.