В методическом пособии раскрывается основное содержание программы коррекционной работы, составляющей обязательную часть в проекте примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (ПАООП ООО) обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР); приводятся программы курсов коррекционно-развивающей области «Коррекционно-развивающие занятия»: «Психокоррекционные занятия (психологические и дефектологические)» и «Логопедические занятия»; представлены требования к образовательному результату освоения коррекционных курсов.

Пособие адресовано педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам образовательных организаций, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Оно может быть использовано при подготовке и переподготовке специалистов психолого-педагогического профиля в системе непрерывного профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

Обязательной частью ПАООП ООО обучающихся с ЗПР является Программа коррекционной работы (ПКР), обеспечивающая систему комплексной помощи, направленную на коррекцию нарушений, преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся этой нозологической группы, препятствующих освоению ими программы обучения. Содержание ПКР определяется с учетом особых образовательных потребностей школьников с ЗПР на уровне основного общего образования.

С целью коррекции, преодоления или ослабления основных нарушений регулятивных процессов, познавательного и речевого развития, личностных особенностей, препятствующих освоению образовательной программы, и социальной адаптации в учебном плане ПАООП ООО обучающихся с ЗПР предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы «Коррекционно-развивающие занятия: «Психокоррекционные занятия (психологические и дефектологические)» и «Логопедические занятия» (далее «Психокорекционные занятия (психологические)», «Психокорекционные занятия (дефектологические), «Логопедические занятия»).

Реализация данных курсов осуществляется в ходе организованного комплексного психолого-педагогического сопровождения, осуществляемого педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. В процессе сопровождения специалисты проводят работу в рамках диагностического, коррекционно-развивающего, консультативного, информационно-просветительского направлений работы.

Рабочие программы коррекционных курсов разрабатываются педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом на основе ПАООП ООО обучающихся с ЗПР.

Данное пособие направлено на методическую помощь специалистам образовательных организаций при проектировании и реализации программы коррекционной работы. В нем представлена общая характеристика обучающихся с ЗПР, осваивающих уровень основного общего образования: особенности познавательного и речевого развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, специфика усвоения учебного материала; анализируются их особые образовательные потребности. Пособие раскрывает особенности программы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР на уровне основного общего образования, включает программы коррекционных курсов педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

Авторы пособия надеются, что представленные материалы окажут существенную помощь педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам при проектировании и реализации коррекционных курсов для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.