4.3. Второй вариант АООП НОО
4.3.1. Образовательные маршруты 1.2. и 2.2. в условиях 1 дополнительного класса
Данный образовательный маршрут адресован глухим и слабослышащим детям, не имеющим первичной ЗПР или легкой умственной отсталости, но отстающим от возрастной нормы по общему и особенно речевому развитию, что обусловлено отсутствием дошкольной подготовки или ее недостаточностью (проведением в течение 1-2 лет). Это не позволит детям успешно обучаться по программе первого класса, необходимо их обучение в условиях первого дополнительного класса.
Остановимся на особенностях развития детей данной группы.
Чаще всего у этих детей отсутствуют выраженные дополнительные нарушения в развитии, но у некоторых из них могут быть отклонения развития: нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата (в частности остаточные проявления ДЦП), тяжелые соматические заболевания и др. В связи с наличием дополнительных отклонений в развитии процесс обучения и воспитания таких детей сопровождается определенными трудностями, но при создании адекватных условий специального обучения у них есть возможность приблизиться к возрастной норме.
Общее развитие
У детей данной группы отмечается отставание от возрастной нормы по уровню общего развития, например:
- ребенок демонстрирует явный, устойчивый интерес к заданиям, их выполнению и результатам своей деятельности; следует подчеркнуть, что конечный результат деятельности ребенка может целиком и полностью соответствовать изначально заданному образцу или соответствовать ему частично;
- ребенок способен выполнять задания по разным линиям развития, с которым могут справиться нормально развивающиеся дети 6-7-го года жизни, в том случае, если задания предлагаются ему невербальным способом;
- ребенок может выполнить часть заданий самостоятельно, без поддержки взрослого, для выполнения другой части заданий ему может потребоваться целенаправленная помощь взрослого, при этом некоторые задания ребенок не способен выполнить даже после оказанной ему помощи.
Владение социально-бытовыми умениями
Дети этой группы, как правило, не обладают социально-бытовыми умениями, соответствующими возрастной норме, их социально-бытовые навыки характерны для детей более младшего возраста; такие дети в быту часто не проявляют достаточной самостоятельности и нуждаются в помощи взрослого.
Представления об окружающем мире
У ребенка представления об окружающем мире крайне ограничены, ситуативны, однозначны; он не может опереться на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий. В отдельных случаях при владении ребенком кодифицированной жестовой речью он может быть приближен к представлениям слышащих детей более младшего возраста.
Коммуникация и речь
Ребенок, как правило, не использует речь как средство коммуникации, в общении с близкими использует, в основном лишь невербальные средства. Уровень развития словесной речи обычно крайне низок – она практически отсутствует, но у слабослышащих даже при отсутствии дошкольной подготовки он может быть и несколько выше. В речи ребенок (в том числе и глухой с дошкольной подготовкой в течение 1-2 лет) может понимать отдельные хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, а также некоторые короткие простые фразы и использовать их в общении, часто воспроизводя их с искажением звуко-буквенного состава и грамматического строя языка.
Владение письменной речью. Такой ребенок чаще всего не умеет аналитически читать и писать печатными буквами, но при этом у него может быть сформирован навык глобального чтения. Если ребенок в течение 1-2 лет получал адекватную дошкольную подготовку, то к этому времени он, как правило, овладевает техникой аналитического чтения и учится письму печатными буквами.
Использование звукоусиливающей аппаратурой
В течение дня ребенок может постоянно пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, при этом зачастую он нуждается в напоминаниях взрослого о необходимости ношения аппаратов; такой ребенок может быть и не слухопротезирован (при медицинских противопоказаниях к слухопротезированию, а также из-за позиции родителей); а также при наличии индивидуально подобранных слуховых аппаратов может использовать их исключительно лишь по требованию взрослого.
Восприятие речи и неречевых звучаний
При использовании индивидуальных слуховых аппаратов в течение дня, ребенок может адекватно реагировать в быту (дома, в различных помещениях, на улице и т.п.) на звуковые сигналы, доступные его слуху, но при этом, как правило, требуется постоянное привлечение внимания к звуку.
Глухой ребенок без дошкольной подготовки не воспринимает речь ни на слухо-зрительной, ни на слуховой основе.
Слабослышащий ребенок может с трудом воспринимать на слухо-зрительной основе, как правило, в условиях ограниченного наглядного выбора звукоподражания и лепетные слова, а также отдельные хорошо знакомые полные слова и короткие простые фразы, предъявляемые устно или устно-дактильно. Это может быть доступно и глухому ребенку при наличии систематических занятий в течение 1-2 лет. Слабослышащий ребенок различает на слух тот речевой материал, который может воспринимать на слухо-зрительной основе, а глухой с дошкольной подготовкой, как правило, различает на слух лишь звукоподражания.
Произносительная сторона речи
И глухой, и слабослышащий ребенок может произносить отдельные хорошо знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова и даже простые короткие фразы как правильно (точно или приближенно), так и дефектно; его речь, как правило, является невнятной (ее часто не понимают даже педагог и родители ребенка).
Итак, выбор образовательных маршрутов 1.2. и 2.2. в условиях 1 дополнительного класса определяется тем, что у глухого или слабослышащего ребенка отсутствует дошкольная подготовка или она недостаточна. Именно из-за этого он имеет крайне низкий уровень развития коммуникации и речи (вплоть до ее полного отсутствия). Ребенок неграмотен (не владеет аналитическим чтением и письмом), в его речи отсутствует короткая простая фраза (хотя бы с аграмматизмами). Эти обстоятельства будут препятствовать успешному усвоению ПрАООП НОО для глухих или для слабослышащих и позднооглохших в условиях 1 класса для глухих или 1 класса II отделения для слабослышащих детей.
Обучение и воспитание ребенка на основе ПрАООП НОО для глухих или для слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях 1 дополнительного класса дает возможность ему восполнить отсутствие или недостаток дошкольной подготовки и в дальнейшем успешно обучаться, постепенно приближаясь к своим слышащим сверстникам.