3.4. Мойщик посуды [14,20,30,37,43,44,46]
4.1. Общие положения для профориентации.
Область профессиональной деятельности - выполнение работ по мойке столовой и кухонной посуды вручную и в посудомоечных машинах.
Объекты профессиональной деятельности:
- кухонная и столовая посуда, кухонный инвентарь,
- моечная ванна двухсекционная, посудомоечная машина,
- моющие, дезинфицирующие и чистящие средства,
- технологические процессы мойки и обработки посуды, кухонного инвентаря, основного кухонного оборудования, немеханического оборудования.
Требования к результатам предпрофессионального обучения:
- понимание сущности и значимости профессии «мойщик посуды», проявление устойчивого интереса,
- организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
- организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены при подготовке столовой посуды и приборов, личной гигиены, техники безопасности,
- осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
- работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
- владение трудовыми действиями: подготовка кухонной и столовой посуды к мытью вручную и в посудомоечной машине, подбор моющих и дезинфицирующих средств и применение их в процессе мойки и чистки посуды, пользование посудомоечной машиной, раскладывание на хранение посуды, инвентаря, поддержание чистоты и порядка в моечном отделении.
- Профильные виды деятельности.
4.2.1. Знания, необходимые для работы.
- знание назначения, устройства и правил эксплуатации предметов кухонной посуды (сковородки, кастрюли, сотейники, чайники, сливочники и др.), столовой посуды (тарелки, кружки, специализированная посуда (чайники для заваривания, сахарницы, вазы, соусники, столовые наборы и др.)), кухонного инвентаря (ложки, вилки, лопатки, половники, ножи различного назначения, разделочные доски, терки), немеханического оборудования (столы, стеллажи, моечные ванны и др.), основного кухонного оборудования (мойка, плита, духовка, микроволновая печь, вытяжка, посудомоечная машина, холодильник),
- знание назначения моющих, дезинфицирующих и чистящих средств, а также средств для осуществления процесса мытья (полимерные, металлические губки, тряпки, ершики, щетки и т.п.),
- определение моющих, дезинфицирующих и чистящих средств, их дозировка для осуществления процесса мойки и чистки посуды, приборов и оборудования,
- определение предметов посуды, кухонного инвентаря, предназначенных для автоматической мойки,
- знание правил размещения посуды в посудомоечной машине,
- знание технологических процессов мытья посуды вручную и в посудомоечной машине,
- знание правил ухода за кухонным оборудованием,
- знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
- знание правил санитарии и личной гигиены, пожарной и технической безопасности.
4.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной гигиены.
- подготовка специальной одежды (халат, фартук, перчатки, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
- подготовка посудомоечной машины к использованию,
- подготовка моющих, дезинфицирующих и чистящих средств для осуществления планируемых процессов мойки и чистки посуды, приборов и оборудования.
- Подготовка чистой посуды, столовых наборов к использованию.
- складывание чистой посуды в тележку,
- транспортировка тележки с чистой посудой к месту использования,
- складывание салфеток в салфетницы,
- наполнение наборов для специй специями,
- установка на столы салфетниц и наборов для специй.
4.2.4. Подготовка использованной кухонной, столовой посуды, инвентаря к процессу мойки.
- сбор использованной посуды со столов в тележки,
- транспортировка собранной использованной посуды в моечное отделение,
- доставка использованной кухонной посуды в моечное отделение,
- выемка использованной посуды из тележки,
- очищение посуды от остатков пищи,
- сбор пищевых отходов.
- Мытье посуды вручную.
- наполнение моечных раковин теплой водой,
- добавление в моечную раковину, предназначенную для использованной посуды, моющих, дезинфицирующих средств,
- замачивание посуды в воде с моющими, дезинфицирующими средствами,
- протирание посуды губкой,
- чистка посуды чистящими средствами,
- перекладывание посуды в моечную раковину, предназначенную для полоскания,
- ополаскивание посуды,
- вынимание посуды из моечной раковины и раскладывание для сушки.
4.2.6. Мытье посуды в посудомоечной машине.
- загрузка использованной посуды в посудомоечную машину с соблюдением правил размещения,
- засыпание моющих средств в посудомоечную машину,
- выбор программы мойки и запуск посудомоечной машины,
- выемка чистой посуды из посудомоечной машины,
- раскладывание посуды по местам хранения.
- Поддержание порядка на рабочем месте.
- мытье основного кухонного оборудования,
- мытье немеханического оборудования,
- подметание и мытье пола,
- определение необходимости наполнения столовых наборов салфетками и специями.
- Рекомендации.
Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами мытья посуды вручную и с помощью посудомоечной машины.
Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.
Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсинзетивность к громким и резким звукам, то во время работы посудомоечной машины могут быть использованы защитные наушники.
Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, при наличии проблемного поведения может потребоваться сопровождение, поскольку выполнение трудовых действий связано с работой с бьющимися, режущими и колющими предметами.
Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.
Нарушения двигательных функций могут затруднять выполнение обучающимися с ТМНР отдельных трудовых действий, в первую очередь, при работе с бьющимися предметами, при чистке сильных загрязнений (например, удаление с поверхности металлической щеткой пригоревшей пищи). В таких случаях потребуется участие сопровождающего. Обучающимся с нарушением зрения может потребоваться помощь при выполнении трудовых действий во время транспортировки посуды, работы с моющими и дезинфицирующими средствами, посудомоечной машиной.
Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Для ориентации в моечном отделении необходимо использовать маркировку мест хранения моющих и дезинфицирующих средств, посуды, кухонного инвентаря, уборочного инвентаря. Технологические процессы мойки и обработки посуды и оборудования осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.
При использовании ограничителей (поручней и др.) обучающиеся с нарушением зрения смогут лучше ориентироваться в помещениях (моечное отделение, кухня и др.), выполнять транспортировку чистой и грязной посуды, раскладывание посуды по местам хранения и др.
Обучающиеся с ТМНР низкого роста смогут раскладывать кухонную посуду для сушки и хранения при наличии опускаемых полок, стеллажей, мыть посуду вручную при наличии у моечных ванн подставок для ног. Для удаления остатков пищи с посуды могут использоваться щетки с длинными ручками, дополнительные насадки для корректировки толщины и формы ручки. Такие приспособления удобны при выполнении трудовых действий обучающимися, имеющими нарушения двигательных функций. Аналогичные приспособления могут быть предусмотрены и для уборочного инвентаря.