Содержание подготовки обучающихся к труду (трудовые профили)

 

В 2018 году Минтруда России выпустило Приказ «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций» [36]. Методические рекомендации разработаны в целях организации помощи специалистам, осуществляющим профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов, по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций, для рационального подбора инвалидам рабочих мест в соответствии с оптимальными видами трудовой и профессиональной деятельности, нерекомендуемыми и рекомендуемыми условиями труда, а также работодателям для создания работающим на предприятиях и в организациях инвалидам соответствующих условий труда и рабочих мест. В приложении к приказу даны общие характеристики видов трудовой деятельности, оптимальных для инвалидов при различных нарушениях функций организма, и видов трудовой деятельности, выполнение которых может быть для инвалидов при данных нарушениях затруднено.

Согласно данному приложению для людей с нарушениями интеллекта рекомендуется стереотипный физический труд, не связанный с самостоятельным решением сложных и альтернативных задач, концентрацией внимания, высокой точностью выполнения работ, материальной ответственностью, подсчетами, предпочтительно в бригаде, группе. К доступной трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР относятся, преимущественно, обслуживающие виды труда, связанные с такими профессиями, как садовник, овощевод, мойщик посуды, гардеробщик, дворник, оператор стиральных машин, гладильщик, уборщик служебных помещений, обувщик по ремонту обуви, швея, маляр и др.

Кроме того, как показывает практика, люди с ТМНР могут осваивать и элементы иных профессий, например, декоративно-прикладной направленности, такие как: изготовитель художественных изделий из керамики, сборщик бумажных изделий, изготовитель изделий из тканей с художественной росписью, художник росписи по ткани и др. [1,57] А также профессии для работы в офисе, например, брошюровщик, копировщик, или из области общественного питания: кухонный работник, официант и другие.

Подготовка к труду осуществляется в соответствии с требованиями к трудовым профилям. Образовательный процесс ориентирован на формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности, сущности и значимости доступных профессий, умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов, соблюдать правила техники безопасности, оценивать результаты деятельности, владеть навыками общения и взаимодействия с окружающими людьми, выполнять трудовые действия, связанные с конкретными видами труда.

Далее представлено содержание профессиональной ориентации на примере восьми профессий (садовник, оператор стиральных машин, овощевод, мойщик посуды, гардеробщик, гладильщик, уборщик служебных помещений, дворник), включающее общие положения, содержание профильных видов деятельности, а также рекомендации по проведению профориентационной работы с учетом особенностей обучающихся.