Пособие освещает вопросы социализации, связанные с подготовкой к трудовой деятельности обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с ТМНР, их профессиональной ориентации. Содержание пособия включает введение, три части и список публикаций и ссылок на материал по теме. Представленный в пособии материал поможет педагогам сориентироваться в специфике трудовой подготовки в целом и профориентационной работе с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями и с ТМНР. Пособие содержит материал для профессиональной ориентации и трудового обучения на примере восьми профессий.

Данное пособие рекомендовано к использованию практикующими педагогами (учителями, учителями-дефектологами, социальными педагогами и другими специалистами, работающими с обучающимися целевой группы), родителями.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы трудовой подготовки, профессиональной ориентации, профессионального обучения, сопровождаемой трудовой занятости, сопровождаемого проживания людей с инвалидностью широко обсуждаются специалистами, управленцами, политиками, заинтересованной общественностью в течение последних 5 – 7 лет. Целью обсуждений является выработка решений проблем социализации и жизнеустройства людей с ментальными нарушениями в обществе. Вместе с тем проблемы занятости и проживания вне стационарных учреждений, несмотря на то, что они находится в центре внимания Президента и правительства Российской Федерации (о чём говорят соответствующие поручения), остаются пока нерешёнными для большинства граждан с тяжелой формой инвалидности [40,45].

Решение проблем социализации и жизнеустройства людей с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития необходимо рассматривать в комплексе с образованием, предоставлением социальных и иных услуг, направленных на включение в жизнь общества таких граждан. Не редко возникают ситуации, когда человек с ТМНР получил доступное образование, в процессе которого у него сформировались жизненные компетенции, позволяющие ему участвовать в трудовой деятельности, в некоторой степени самостоятельно решать бытовые задачи. Из-за отсутствия сопровождения он попадает в психоневрологический интернат, где нет занятости, нет возможности самостоятельно принимать решение и реализовывать свой потенциал самостоятельной жизни. В связи с этим, появляются логичные вопросы: какой смысл в образовании, которое он получал? Зачем расходовались значительные средства на его развитие и коррекцию нарушений, если он всё равно оказывается в учреждении, где не нужно проявлять активность, потому что есть полное обслуживание?

Среди разных причин, препятствующих эффективной социализации и развитию систем комплексного сопровождения людей с нарушениями интеллекта, с ТМНР – острый дефицит подготовленных для этих целей специалистов, недостаток знаний в организации и содержании работы, направленной на социализацию людей с тяжелой формой инвалидности вообще и на их профессиональную ориентацию и трудовую подготовку, в частности.

Материал данного пособия поможет специалистам и родителям сориентироваться в вопросах подготовки к трудовой деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта, с ТМНР, их профессиональной ориентации и социализации. В первой части пособия раскрывается актуальность системного решения вопросов социализации людей с интеллектуальными нарушениями с ТМНР, общие вопросы трудовой подготовки, профессиональной ориентации, профессионального обучения и сопровождения. Представленный материал второй части поможет педагогам сориентироваться в специфике трудовой подготовки в целом и профориентационной работе с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями и с ТМНР. Третья часть раскрывает содержание профессиональной ориентации и трудового обучения на примере восьми профессий (садовник, оператор стиральных машин, овощевод, мойщик посуды, гардеробщик, гладильщик, уборщик служебных помещений, дворник), включающее общие положения, содержание профильных видов деятельности, а также рекомендации по проведению профориентационной работы с учетом особенностей обучающихся.