21 июня 2022 г. в Российской академии образования состоялся Круглый стол «Вопросы стандартизации содержания адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ в контексте достижения целевых ориентиров национального проекта «Образование». Более четырех часов ведущие ученые в области образования лиц с ОВЗ в онлайн формате обсуждали опыт внедрения адаптированных основных образовательных программ в практику обучения детей с ОВЗ в различных образовательных средах, предлагали эффективные пути совершенствования содержания обучения детей с ОВЗ, размышляли о возможностях создания здоровьесберегающих условий в процессе обучения.

Модераторами Круглого стола выступили Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор РАО, директор ФГБНУ «ИКП РАО» и Лазуренко Светлана Борисовна, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО.

Круглый стол открыла и обратилась со словами приветствия к участникам президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. Ольга Юрьевна отметила, что в России государственная политика в отношении детей с ОВЗ имеет многолетнюю давнюю историю, и сегодняшний день требует консолидации сил, внимания психолого-педагогического и медицинского сообщества, которые позволят конструктивно подойти к проблеме стандартизации содержания образования лиц с ОВЗ. Мнением об организации образования детей с ОВЗ поделился академик РАН, доктор медицинских наук, заместитель президента РАО Онищенко Геннадий Григорьевич напомнил о приоритете принципов профилактики, необходимости привлечения внимания педиатрических служб к современным реалиям развития детей с ОВЗ, а также о высокой ответственности государства за воспитание и образование детей-инвалидов, которые имеют право и должны стать полноправными и полноценными членами общества.

Позицию Министерства Просвещения РФ представила Сачко Юлия Михайловна, заместитель директора Департамента Государственной политики в сфере защиты прав детей. Она познакомила участников Круглого стола с современными направлениями государственного планирования и инновациями в сфере образования детей с ОВЗ. Выступление Ямбурга Евгения Александровича, академика РАО, доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ, директора ГБОУ города Москвы "Школа № 109" было посвящено необходимости междисциплинарного взаимодействия, модернизации программ подготовки психолого-педагогических кадров, содействия в популяризации инновационных методов и технологий обучения, развития системы ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ.

В работе Круглого стола участвовали 450 специалистов, за время трансляции зафиксировано 760 онлайн подключений.

Тематика Круглого стола привлекла внимание представителей Казанского (Приволжского) федерального университета, Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета  им. В.И. Вернадского, Омского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования, Южно-Уральского государственного педагогического университета, Адыгейского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, Иркутского государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, педагогических университетов города Москвы, Департамента общего образования Томской области, ГБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского края, преподавателей адаптивных и коррекционных школ-интернатов, общеобразовательных школ и детских садов, специалистов частных центров ряда регионов РФ.

Для обсуждения способов совершенствования системы отечественного образования для детей с ОВЗ по созданию максимально оптимальных условий для реализации их познавательного и психологического потенциала с докладами выступили:

Абкович А.Я., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП РАО»;

Алмазова А.А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института детства Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой логопедии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования;

Кобрина Л.М., доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, декан факультета специального (дефектологического) образования, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»;

Маллаев Д.М., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии  Дагестанского государственного педагогического университета;

КанторВ.З., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена;

Алехина С.В., кандидат психологических наук, доцент, директор Института проблем инклюзивного образования, проректор по инклюзивному образованию, член Ученого совета МГППУ;

Кузьмичева Т.В., доктор педагогических наук, профессор, директор психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»;

Царев А.М., кандидат педагогических наук, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»;

Красильникова О.А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена;

Филатова И.А., кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета;

Левченко И.Ю., доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ;

Исаева Т.Н., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;

Фадина А.К., исполнительный директор РБОО «Центр лечебной педагогики», член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского общества инвалидов, член общественного Совета по защите прав детей при Департаменте социальной защиты населения города Москвы;

Хаустов А.В., кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ).

Участники Круглого стола в полной мере использовали предоставившую возможность по обмену мнениями, ресурсами и опытом. По итогам обсуждения будет сформирована резолюция, которая станет ориентиром для профессионального и научного сообщества в вопросах развития и повышения качества системы образования лиц с ОВЗ.