Неделя «Детство равных возможностей» в Республике Башкортостан

28 февраля - 4 марта сентября 2022г, г. Уфа

День 1. 28 февраля 2022г.

В Уфе начались мероприятия «Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей» в Республике Башкортостан». В первый день они проходили на площадке ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан». Мероприятия проходили в очно-заочном режиме. В зале присутствовали директора коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, представители НКО и родительской общественности.

Делегацию ИКП РАО приветствовал ректор ИРО РБ Азат Вазирович Янгиров, который, поблагодарив руководство и коллектив Института за решение провести Неделю именно в Башкортостане, также выразил надежду на продолжительное перспективное многостороннее сотрудничество между Институтом развития образования Республики Башкортостан и Институтом коррекционной педагогики РАО.
В приветственном слове заместитель министра образования и науки РБ Альфия Закировна Галиева отметила, что в последние годы в регионе проводится большая работа по развитию специального и инклюзивного образования, в том числе в рамках Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование». Из 36 школ данного профиля 16 школ обновили свою инфраструктуру, и на ближайшее время намечены работы еще в нескольких образовательных учреждениях, подчеркнула она.
А.З. Галиева также выразила надежду на самое тесное взаимодействие региона с коллективом Института коррекционной педагогики РАО. «Сотрудничество с ИКП РАО, проведение Недели института будет способствовать усилению работы с обучающимися с ОВЗ, подготовке кадров, а также будет полезно для общественных организаций», отметила заместитель министра.

Затем заведующая отделом образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и молодежной политики РБ Эльвира Ринатовна Кильсенбаева рассказала о развитии и совершенствовании системы развития и инклюзивного образования, отметив большие усилия, которые прикладывает РБ для реализации республиканской Концепции развития инклюзивного образования.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность Министерству просвещения РФ, Министерству образования и науки РБ, всем организаторам мероприятия, подчеркнув масштабную поддержку развитию коррекционного образования и подготовке кадров, которую оказывают органы исполнительной власти региона. После чего она представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидность».

В ходе выступления Т.А. Соловьева обратила внимание на ключевые проекты, реализуемые институтом. В частности, она сделала акцент на проводимые работы по созданию и развитию диагностических комплексов для исследования детей с расстройствами аутистического сектора, ранней помощи, выявления и сопровождения детей с дисграфией и дислексией, ТНР, нарушениями слуха, зрения.

Особое внимание она обратила на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, а также проинформировала участников мероприятия о начинающихся проектах в сфере издательской деятельности – издании учебно-методических комплексов, учебников для детей с аутизмом и ЗПР.

Помимо учебников институт начал работу по разработке интерактивных конструкторов, позволяющих автоматически собирать СИПР для дошкольников с комплексными множественными нарушениями развития. Т.А. Соловьева отметила, что уже существующий конструктор АДОП пользуется большим спросом, а полученный опыт учтен при работе над другими конструкторами.

Татьяна Александровна также проинформировала участников сессии о результатах исследования дистанционного обучения, проведенного в период пандемии COVID-19. Она рассказала и о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере.

В своем выступлении «Непрерывное профессиональное образование в ИКП РАО» заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова проинформировала о деятельности и возможностях института по повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, работе кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.

Она также рассказала о масштабных мероприятиях, проводимых институтом – общественно значимых мероприятиях, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог», научно-практических конференциях «Семья особого ребенка», «Образование детей с особыми образовательными потребностями в современном мире» и других, пригласив профессиональное сообщество РБ к тесному сотрудничеству и участию в них.

Затем перед участниками Недели ИКП выступила заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Наталия Викторовна Бабкина. Она ознакомила их с основными направлениями и результатами клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью. «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.

Наталия Викторовна также отметила факт разработки и апробации институтом 9 диагностических комплексов, которые включают инструктивно-методические письма, описывающие процедуру лонгитюдного и срезовых исследований различных категорий детей с ОВЗ; современный диагностический инструментарий; подробный алгоритм проведения обследования ребенка; формы заполняемой документации и протоколы; анкеты для педагогов и родителей. Сами же педагоги, проводившие исследования, предварительно прошли обучение в ИКП РАО. Например, в 2021 году это было 866 человек из 169 образовательных организаций. Кроме того, Институт разработал и запатентовал 5 специализированных баз данных.

В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе», подготовленном заведующим лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланой Борисовной Лазуренко и м.н.с. лаборатории Ильшатом Назифовичем Нурлыгаяновым, были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций. Было также отмечено, что пространственная среда, содействующая здоровьесбережению обучающихся, создана в большинстве образовательных организаций для детей с НОДА, в 49% - для детей с нарушениями слуха и 33% для детей с нарушениями зрения.

Затем ученый секретарь ИКП РАО Екатерина Александровна Кочетова ознакомила участников мероприятия с первыми результатами исследования влияния компьютерных технологий, в том числе виртуальной реальности, на здоровье обучающихся с ОВЗ в отношении функционального состояния анализаторов, компенсаторных возможностей сохранных функций и познавательных процессов.
Выступление заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Аллы Яковлевны Абкович было посвящено направлениям и результатам исследований в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с НОДА.

Она охарактеризовала предпосылки научных исследований, состав, особенности и нозологические характеристики современной популяции детей и подростков с НОДА, специфику ООП этой группы обучающихся. Алла Яковлевна также познакомила аудиторию с результатами мониторинга специальных условий в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с НОДА, который проводился в 59 специальных и 260 инклюзивных школах в 48 регионах РФ, и обратила внимание на факторы, которые необходимо учесть при разработке подходов к оценке образовательных достижений младших школьников с НОДА (уровень интеллектуального развития и др.). В заключение доклада она представила основные параметры интерактивного конструктора для проектирования ИПКР.

В заключение первой части работы представители ИКП РАО ответили на многочисленные вопросы участников мероприятия, а также представителей СМИ. «Башкортостан стал первым регионом для реализации проекта Института коррекционной педагогики РАО и модельным для дальнейшей работы по этой инициативе, - отметила она в блиц-интервью телеканалу БСТ. – Программа предполагает работу в самых разных форматах. И мы надеемся на фундаментальный, профессиональный двусторонний диалог, в котором примут участие в том числе родители, представители НКО».

В ходе работы стратегической сессии Т.А. Соловьева совместно с заместителем министра образования и науки Республики Башкортостан А.З. Галиевой посетили ГБОУ Уфимская коррекционная школа №120 для обучающихся с ЗПР. Во встрече, в рамках проекта «День большого человека» приняла участие председатель Попечительского совета Благотворительного фонда «Территория счастья» К.В. Хабирова.

Во второй половине дня работа была продолжена. На семинаре «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования» директор ИКП РАО Т.А. Соловьева осветила актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, связанные с вступлением в силу нового ФГОС, после чего состоялась открытая дискуссия, в которой приняли участие авторские коллективы разработчиков АООП. На ней обсуждались вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходами к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации АООП, а также разработки учебников для обучающихся с нарушениями зрения.

Затем сотрудники ИКП РАО посетили ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с НОДА, а также Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, где обучающиеся продемонстрировали игру в теннис и танцы на колясках.

Вечером Татьяна Александровна Соловьева вместе с заместителем министра образования и науки РБ Альфией Закировной Галиевой и директором Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов Фанилем Жамилевичем Нуриевым приняла участие в прямом эфире программы «Вечерний телецентр» телеканала БСТ, посвященном образованию детей с ОВЗ.

День 2. 1 марта 2022г.

В г. Уфа состоялись мероприятия второго дня Недели ИКП РАО Республики Башкортостан «Детство равных возможностей». Они проходили на базе ГБУ РБ Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (РЦППМСП) и ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы». Научные сотрудники ИКП РАО также посетили образовательные учреждения столицы республики для учащихся с нарушениями слуха и зрения.

Перед началом работы заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан А.З. Галиева рассказала об истории создания РЦППМСП, охарактеризовав основные направления деятельности. Директор Центра Л.З. Гайсина проинформировала участников мероприятия о текущих задачах межведомственном взаимодействии, охарактеризовала информационно-аналитическую работу по результатам обследования детей. Она также выразила глубокую заинтересованность в сотрудничестве с ИКП РАО.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева осветила ряд актуальных вопросов деятельности ППМС-центров, возможность развития проекта с использованием телетехнологий, намерение института развивать дополнительное профессиональное образование.

На примере конкретных ситуаций Т.А. Соловьева обрисовала основные вопросы и сложности, связанные с определением и точностью формулировок обоснования обучения детей с ОВЗ в школе, в частности, слабовидящих и слабослышащих детей. Она отметила особую важность работы ПМПК, в том числе взаимодействие с родителями при выборе сценария обучения, и ответила на многочисленные вопросы участников мероприятия.

Затем работа прошла в формате профессионально-экспертных сессий. На сессии 1 «Сурдопедагогическое обследование в деятельности ПМПК» был представлен республиканский опыт обследования обучающегося младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации. Заведующий лаборатории абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями слуха ИКП РАО Т.В. Николаева представила результаты психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха. А ведущий научный сотрудник лаборатории Елена Захаровна Яхнина выступила с докладом по вопросу определения ПМПК образовательного маршрута для обучающегося с нарушениями слуха на уровнях начального общего и основного общего образования».

В ходе работы сессии 2 «Цифровые технологии в организации деятельности ПМПК» ее участники обсудили обновленные форматы проведения психолого-педагогических консилиумов, а также методики в области дистанционного обучения. Так, специалисты РБ продемонстрировали практику дистанционного обследования дошкольника с ТНР, заместитель директора ИКП РАО Д.А. Карпова рассказала о новых формах консультирования, разработанных в 2021 году в ИКП РАО. А ученый секретарь, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития института Е.А Кочетова в своем выступлении осветила вопросы методического сопровождения процесса обучения детей с ОВЗ в дистнационном формате.
Далее (на сессии 3) были рассмотрены проблемы, связанные с вопросами дистанционного консультирования, в том числе республиканский проект Консультационная служба «Территория семьи». Руководитель Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко М.А. Тимофеев рассказал о намеченном обновлении наполнения и сервисов портала «Растим детей». А старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Е.Б.Айвазян рассказала об опыте института в дистанционном консультировании в ранней помощи. Она, в частности, проинформировала о трудностях комплексного приема в дистанционном формате и путях их преодоления.

Сессия 4 была посвящена инновационным приемам в проведении диагностики ПМПК. Доцент кафедры социальной педагогики и психологии БГПУ им. М.Акмуллы Э.Г.Касимова и учитель-логопед З.А. Арясова поделилась практическим опытом обследования детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях билингвальной языковой среды – обследовании грамматического строя речи, словаря, связной речи и др., и проинформировала об издании диагностической и методической литературы для обучающихся этой группы.

Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО Т.В. Кошечкина представила доклад по теме «Стратегии обследования понимания речи у не говорящих детей».

Выступление заведующей лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович было посвящено подходам к организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК.

В этот же день состоялось посещение сотрудниками ИКП РАО Института педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Они ознакомились с работой Центров профессиональных компетенций и кафедр Института, посетили специально оборудованные классы, провели встречи с преподавателями и сотрудниками. Затем состоялся эксклюзивный цикл лекций, на которых присутствовало более 100 студентов и преподавателей. Т.А. Соловьева прочла лекцию на тему «Современные научные разработки в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии: от смыслов к технологиям», Т.В. Николаева – «Коррекционная помощь школьникам с кохлеарными имплантами: 3П-реабилитация», а Е.Б. Айвазян – «Слепой ребенок без отклонений в развитии: парадокс?».

В завершение второго дня Недели ИКП РАО в Республике Башкортостан» в БГПУ им. М.Акмуллы прошел круглый стол с участием сотрудников ИКП РАО, преподавателей и студентов Университета, посвященный подготовке специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

День 3. 2 марта 2022г.

В Уфе завершилась первая часть Недели Института коррекционной педагогики в Республике Башкортостан «Детство равных возможностей». Согласно программе состоялось закрытие экспертной сессии, в ходе которого были подведены итоги начального этапа совместной работы, определены основные направления и формы дальнейшего взаимодействия.

Мероприятия проходили на территории Технопарка универсальных педагогических компетенций ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

Представителей ИКП РАО приветствовал ректор университета Салават Талгатович Сагитов. Он рассказал о текущей деятельности и программах развития университета, подготовке специалистов для работы с детьми с ОВЗ, инновационных проектах в сфере образования, реализуемых в БГПУ. «Мы готовы к самому широкому сотрудничеству с Институтом коррекционной педагогики и в подготовке специалистов, и в переподготовке, и в научной работе», - сказал он.

В свою очередь директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева поблагодарила Министерство образования и науки РБ за поддержку, организацию и насыщенную программу работы Недели. «Это позволило нам впервые познакомиться с позитивным и уникальным опытом, имеющим основания для дальнейшего тиражирования в других регионах России, - сказала она. - Институт крайне заинтересован в сотрудничестве с образовательными учреждениями Башкортостана разных уровней, и, конечно, с БГПУ, потому что подготовка педагогических кадров является обязательным условием дальнейшего развития системы образования». Она также выразила надежду на расширение сотрудничества.

Министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Вакилович Хажин рассказал о реализации в РБ Концепции развития инклюзивного образования, пилотном проекте «Детский сад - школа - ССУЗ - ВУЗ» по организации непрерывного инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», о программе по строительству новых образовательных центров в районах Республики. «В образовательном пространстве республики создаются все необходимые условия для обучения, воспитания, всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, обеспечения их социальной адаптации», - подчеркнул он.

Затем в торжественной обстановке состоялось подписание Соглашений о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и ФГБНУ «ИКП РАО», а также между ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» и ФГБНУ «ИКП РАО». Документы предусматривают научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. Со стороны Республики Башкортостан соглашение подписал министр образования и науки РБ А.Б. Хажин, со стороны ИКП РАО - Т.А. Соловьева. Соглашение о сотрудничестве ИКП РАО и БГПУ им. М.Акмуллы подписали Т.А. Соловьева и С.Т. Сагитов.

Затем состоялся круглый стол и подведение итогов. Заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Альфия Закировна Галиева отметила, что мероприятия, проведенные в первые три дня, вызвали большой интерес не только в РБ, но и за ее пределами. Зрителями онлайн-трансляции только в первый день стали более 2000 человек. Директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева сообщила, что за мероприятиями недели наблюдали специалисты из более чем 15 регионов России.
Она также подчеркнула, что в перспективе взаимодействие Республики Башкортостан и ИКП РАО может развиваться по целому ряду направлений - совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, непрерывное профессиональное образование, методическая поддержка учителей и многое другое.

Татьяна Александровна также еще раз отметила приверженность коллектива института поддержке позитивных региональных образовательных политик, в том числе в отношении родительских объединений и НКО.

В ходе дискуссии ее участники обсудили практические вопросы двустороннего сотрудничества, совместной работы над фундаментальными исследованиями, вопросы межведомственного взаимодействия. Особое внимание вызвали вопросы методик и организации проведения диагностики детей с ОВЗ, сопровождения детей с РАС, детей с интеллектуальными нарушениями, подготовки специалистов для дополнительного образования, взаимодействия ИКП РАО с образовательными учреждениями разных уровней, содержания учебных программ.

В проекте решений, принятых по итогам экспертной сессии Недели ИКП РАО в Республике Башкортостан «Детство равных возможностей», сформулированы предложения по совместной работе. В частности, предполагается разработать «дорожную карту» мероприятий, направленных на совершенствование системы образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ, с инвалидностью в Республике Башкортостан; организовать совместную реализацию мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетенций специалистов Республики Башкортостан; сформулировать направления научно-методической поддержки системы специального образования в Республике Башкортостан на основе анализа потребности региона, и др.

В завершение заместитель министра образования и науки РБ А.З. Галиева отметила, что Неделя ИКП РАО в Республике Башкортостан стала началом большой инициативы, которая будет содействовать поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, обеспечению равных образовательных возможностей для каждого.

День 4. 3-4 марта 2022г.

В  г. Уфа прошли заключительные мероприятия «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования в Республике Башкортостан «Детство равных возможностей».

3 марта представители института посетили ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ (г.Янаул), где состоялся профессиональный диалог с участием руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов из ряда районов РБ.

Перед началом работы директор Янаульской КШИ Н.Т. Хафизова рассказала сотрудникам ИКП РАО о структуре и деятельности школы. В ходе экскурсии она ознакомила их с учебными и специализированными кабинетами, 8 мастерскими, помещениями для коррекционно-развивающих занятий по социально-бытовой ориентировке, блоком для проживания учеников. Н.Т. Хафизова отметила, что Янаульская КШИ является уникальным современным учебным заведением, открытым в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы «100 объектов к 100-летию Республики Башкортостан». Сегодня в ней обучается 160 детей из 22 городов и районов РБ.
Обращаясь к участникам мероприятия, начальник отдела специального образования Минобрнауки РБ М.Х. Латыпова проинформировала об основных направлениях и итогах государственной политики по обеспечению образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в Республике Башкортостан. Она также рассказала о ходе реализации в регионе и достижениях проекта «Доброшкола» в рамках национального проекта «Современная школа».

Затем сотрудники ИКП РАО провели серию мастер-классов. Заместитель директора института Д.А. Карпова презентовала интерактивный конструктор для разработки программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, вызвавший положительный отклик и заинтересованность у представителей образовательных организаций.

И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова в интерактивном формате показала специфику работы с этой категорией обучающихся. Участники мастер-класса провели эксперименты, связанные с восприятием цвета, формы, материала, размера слепыми и слабовидящими, конструированием и ориентацией в пространстве.
Вопросы оказания помощи ребенку с дисграфией обсуждались на мастер-классе старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи А.Ю. Дымковой. А научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи М.М. Иванова подробно рассказала о методиках развития общения у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в игровом взаимодействии со взрослыми.

С большим интересом участники мастер-классов выслушали выступление О.С. Аршатской «Проблемы школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра и пути их преодоления», по итогам которого состоялся активный обмен мнениями по данному вопросу. Также участники матер-классов отметили актуальность, важность для профессионального сообщества выступления старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР А.М. Федосеевой по теме «Развитие эмоциональной саморегуляции у подростков с задержкой психического развития».

На следующий день сотрудники ИКП РАО посетили Центр абилитации «Любимый малыш» (БФ «Особенные дети»), где ознакомились с техническим оснащением, методиками работы его специалистов по абилитации и коррекции нервно-психического развития детей. Затем они провели встречу с руководством и сотрудниками Инклюзивного центра семьи и детства «Мы вместе». Они приняли участие в творческих групповых занятиях детей с тяжелыми нарушениям адаптации, а также обсудили возможные направления двустороннего сотрудничества.

Завершились мероприятия Недели ИКП РАО в Республике Башкортостан «Детство равных возможностей» встречей с коллективом ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ОВЗ и созданного на ее базе РРЦ консультации, коррекции и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, имеющих расстройства аутистического спектра. Сотрудники института ознакомились с работой классов и учебных мастерских школы, ставшей участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, ответили на вопросы специалистов Ресурсного центра.

Напомним, что Неделя Института коррекционной педагогики РАО в Республике Башкортостан «Детство равных возможностей» проходила с 28 февраля по 4 марта 2022 года. Мероприятие проводилось в рамках государственного задания Минпросвещения России. По итогам работы состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Институтом коррекционной педагогики РАО, а также между Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и Институтом коррекционной педагогики РАО.

Документы предусматривают научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии.

День 5. 4 марта 2022г.

Завершилась «Неделя ИКП РАО в Республике Башкортостан» мероприятиями по направлению «Семья особого ребенка: сопровождение и консультирование», в рамках которого запланирован ряд встреч с родительским сообществом и представителями НКО.