Организация межведомственного взаимодействия по вопросу профориентационной работы с молодыми инвалидами и обучающимися из числа обучающихся с ОВЗ

 

В целях обеспечения инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья равных с другими гражданами прав на социализацию, включая профессиональное обучение и дальнейшее трудоустройство, формирования эффективной системы профориентационной работы, основанной на межведомственном взаимодействии, органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.

Межведомственное взаимодействие между органами управления и организациями различной ведомственной принадлежности нацелено на решение следующих задач: достижение единства действий всех социальных институтов в профориентационной работе с учётом их специфических функций, обеспечение непрерывности профориентационного процесса, охватывающего весь период жизни человека, координация работ по созданию единой стандартизованной нормативно-методической и информационной базы профориентации в регионе, системная и комплексная деятельность по кадровому обеспечению профориентационной работы в регионе.

Одним из программных мероприятий региональной программы сопровождения является разработка инструмента практического решения многих вопросов в плане межведомственного взаимодействия - регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству[1].

Регламент определяет перечень участников межведомственного взаимодействия и порядок организации и планирования совместной работы по профессиональной ориентации в целях обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений, достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Согласно регламенту участниками межведомственного взаимодействия на региональном уровне являются:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и подведомственные им организации.

- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им организации.

- организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения.

- территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (при их наличии в субъекте Российской Федерации).

- органы службы занятости населения.

Регуляция работы внутри региона в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

С этой целью высшим исполнительным органом государственной власти определяется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответственный за обеспечение координации действий участников межведомственного взаимодействия внутри региона в области профориентационной работы. Данным органом исполнительной власти инициируется разработка и реализация участниками межведомственного взаимодействия (в рамках своей компетенции) региональной программы (плана мероприятий). Данная программа предусматривает перечень конкретных мероприятий в отношении системы организации и осуществления деятельности региона по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается также информационное, консультационно-методическое, научное сопровождение развития региональной системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ.

К компетенции органов местного самоуправления относится осуществление координации работы муниципального образования (городского округа) в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и обеспечение реализации мероприятий региональной программы (плана мероприятий) по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.

Конкретные задачи по реализации профориентационной работы внутри региона Российской Федерации решаются в рамках деятельности органов служб занятости населения, территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (при их наличии в субъекте Российской Федерации), профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, психологических служб в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Усилия данных организаций и служб в области профориентационной работы должны быть направлены на обеспечение инвалидам молодого возраста и лицам с ОВЗ свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений, достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда, прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализацию индивидуального потенциала, формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния.

С этой целью органы службы занятости населения:
информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей);

осуществляют подготовку и выдачу гражданину рекомендаций, содержащих перечень видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям;

оказывают психологическую поддержку безработным гражданам; направляют на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;

взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.

Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (при их наличии в субъекте Российской Федерации):

оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке граждан;

внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профессионального консультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;

осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации на соответствующей территории;

содействуют развитию муниципальных (городских) служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Общеобразовательные организации (общеобразовательные организации, отдельные образовательные организации):

обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций;

проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

формируют у обучающихся мотивированный и информированный подход к выбору профессии, учитывающий их интересы, состояние здоровья, личностные особенности и потребности региона в кадрах;

привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах, в том числе при участии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.

реализуют дифференцированный подход в обучении обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей для раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей при профессиональном самоопределении;

используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения профориентационной работы;

взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО по вопросам организации проведения профориентационных мероприятий.

Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования:

осуществляют мониторинг готовности обучающихся последних курсов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ к трудоустройству или дальнейшему получению образования;

участвуют в организации профориентационных мероприятий различных форматов и направленностей, в том числе направленных на профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального образования с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями;

взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО для организации, планирования и проведения профориентационной работы, а также содействия трудоустройству на уровне субъекта Российской Федерации;

взаимодействуют с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;

осуществляют работу по профессиональной ориентации с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по следующим направлениям:

участвуют в разработке региональных программ профессиональной ориентации, содействия занятости инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;

профессиональные образовательные организации организовывают работу по вовлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах, в том числе в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс»;

организовывают и проводят повышение квалификации для специалистов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, ответственных за профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ;

организовывают прием инвалидов на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

формируют базу презентационных материалов о профессиях, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп;

проводят профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций, с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с участием их родителей (законных представителей), способствующую их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению;

проводят профориентационную работу со студентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующую формированию мотивации к трудоустройству по полученной специальности (профессии);

консультируют студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ по вопросам их профессионального карьерного роста;

проводят профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ, имеющими профессиональное образование, но желающими повысить квалификацию или пройти переподготовку, в том числе в связи с состоянием здоровья;

организовывают практики и стажировки студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на предприятиях и в организациях;

проводят совместно с работодателями мероприятия по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ («Дни открытых дверей», «Ярмарки вакансий» и др.);

разрабатывают и реализуют научно-образовательные программы, доступные для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп.

Психологические службы в образовательных организациях, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

оказывают помощь обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (в пределах компетенции);

содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;

оказывают помощь педагогическим коллективам образовательных организаций в разработке программ профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

С целью координации действий данных организаций и служб в вопросах профориентационной работы  инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ создаются координационные советы межведомственного и межуровневого взаимодействия (Рис.1).

 

Рис. 1 Механизмы межведомственного взаимодействия по выстраиванию единой траектории профориентации для молодых людей с инвалидностью

[1] Примерный регламент был направлен в субъекты Российской Федерации 5 февраля 2021 года.

 

 

 

 

 

 

 

Состав данных координационных советов включаются представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения, территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (при их наличии в субъекте Российской Федерации), органов службы занятости населения.

Компетенции и направления деятельности данных советов определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также согласованными или совместными актами региональных органов исполнительной власти.

Для решения задач межведомственного взаимодействия по отдельным направлениям, нацеленным на реализацию прав инвалидов и лиц с ОВЗ на профессиональную ориентацию в рамках координационных советов межведомственного и межуровневого взаимодействия рекомендуется создавать комиссии (рабочие группы) по тематическим направлениям работ, в частности:

по инклюзивной системе высшего образования (вопросы адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса образовательных организаций высшего образования, вопросы профессионального развития педагогических кадров для высшего образования и др.);

по инклюзивной системе среднего профессионального образования (вопросы профориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, вопросы адаптации профессиональных образовательных программ и учебно-методического обеспечения, вопросы подготовки педагогических кадров системы СПО и др.);

по вопросам трудоустройства инвалидов разных возрастных групп (вопросы систематизации информации по кадровым потребностям региональных экономик и др.);

по контролю обеспечения доступной среды в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования (вопросы развития и популяризации возможностей доступной среды среди населения);

по обеспечению информационных коммуникаций и контроля за соблюдением исполнения целевых показателей (индикаторов) эффективности и результативности региональной программы, касающихся профессионального образования и трудоустройства инвалидов молодого возраста (приложения №№ 1 и 2 Типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154).

Другими формами межведомственного взаимодействия наряду с созданием координационных и совещательных органов, комиссий, рабочих групп является межведомственное информационное взаимодействие; осуществление совместных действий (мероприятий); проведение информационно-просветительской работы и иные совместные действия, предпринимаемые по согласованию между участниками взаимодействия.

Межведомственное информационное взаимодействие предусматривает направление межведомственных запросов[1] и представление документов, информации, аналитических сведений, необходимых для осуществления деятельности по улучшению профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам содействия трудоустройству инвалидов (Рис.2).

Обмен документами и (или) информацией, необходимыми для организации и координации межведомственного взаимодействия, осуществляется между участниками с использованием системы электронного документооборота или путем направления запросов на бумажных носителях или в форме электронного документа на адрес электронной почты.

Рис.2. Алгоритм организации межведомственного взаимодействия на региональном уровне

 

 

 

 

 

 

 

При осуществлении межведомственного информационного взаимодействия должно быть обеспечено соблюдение прав субъектов персональных данных, а также предусмотрены меры по защите информации в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ.

Технология осуществления межведомственного информационного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству предусматривает направление письменного заявления к одному из участников межведомственного взаимодействия лица, подготовку в рамках своей компетенции и выдача гражданину рекомендаций, содержащих информацию о перечне видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих при условии создания необходимых специальных условий труда осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможных направлений прохождения профессионального обучения и (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности, и информацию о видах, формах, объемах, сроках и порядке реализации мер по профессиональной ориентации. Участники межведомственного взаимодействия при наличии согласия гражданина направляют данные рекомендации в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации.

В тех случаях, когда межведомственный запрос о предоставлении информации не может быть выполнен запрашиваемым участником межведомственного взаимодействия, он уведомляет об этом запрашивающий орган в течение 3 рабочих дней со дня получения межведомственного запроса с указанием причины невыполнения запроса.

Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса к участнику межведомственного взаимодействия.

С целью координации усилий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству могут быть организованы консультации представителей участников межведомственного взаимодействия с привлечением БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.