20 сентября 2023 года в Санкт-Петербурге состоялась ежегодная научно-практическая конференция «Ранняя помощь и сопровождение». Организаторами мероприятия выступили Министерство труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты РФ при поддержке Российской академии наук, Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и научного общества физической и реабилитационной медицины.
Участники конференции обсудили проблемы развития ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации и сопровождаемого проживания, а также теоретические и практические вопросы развития реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Институт коррекционной педагогики на мероприятии представляла заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи, доктор педагогических наук Ю.А. Разенкова. Юлия Анатольевна выступилас докладом «Трудные жизненные ситуации в семье ребенка с ОВЗ или инвалидностью: результаты исследования», материалы которого были основаны на анализе проводившегося ИКП в 2021 году опроса 92 355 родителей детей с ОВЗ и инвалидностью. Ю.А. Разенкова описала 2 типа травмирующих ситуаций. Первые связаны с собственным травматическим переживанием родителей, обусловленным рождением и воспитанием ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью, а вторые ‒ со сложностями, с которыми сталкивается сам ребенок. Выявленные субъективные трудности и их значимость для семей меняются по мере взросления ребенка.Научное представление о структуре, содержании и трансформации трудностей семьи по мере роста и развития ребенка является основой для планирования и оказания индивидуализированной и своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье.