Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева приняла участие международной научно-практической конференции «58-е Евсевьевские чтения», приуроченной к 60-летнему юбилею МГПУ им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск) для учителей, ученых и практиков из регионов России. В этом году особое внимание участников форума уделено вопросам развития теории и практики образования учащихся с ОВЗ и с инвалидностью, подготовке дефектологических кадров. Институт коррекционной педагогики РАО на форуме представляет директор, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева, которая в течение 25 и 26 апреля провела целую серию мероприятий в формате «встреча-диалог».

«В России создана уникальная система образования и сопровождения детей и взрослых с ОВЗ, - отметила она, отвечая на вопросы участников Чтений. – Ее особенность заключается в том, что вся наша деятельность в отношении человека с ОВЗ сконцентрирована на организации его включения в жизнь. Мы нацелены на то, чтобы он мог все делать сам. Западная же система принципиально иная, она направлена на заботу общества о таком человеке, а не на формирование в нем самодостаточности».

В первый день Чтений Татьяна Александровна выступила перед участниками с пленарным докладом «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью». В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она указала на проводимые работы по созданию и развитию диагностических комплексов для исследования детей с расстройствами аутистического сектора, ранней помощи, выявления и сопровождения детей с дисграфией и дислексией, ТНР, нарушениями слуха, зрения. Директор ИКП РАО также прочитала открытую лекцию «Современные научные разработки в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии: от смыслов к технологиям». Ее с большим интересом прослушали педагоги и студенты факультета психологии и дефектологии МГПУ.

Затем Т.А. Соловьева провела круглый стол на тему «Подготовка специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра». Его участники обсудили целый ряд тем, в том числе перспективы утверждения профессионального стандарта педагога-дефектолога, перспективы развития образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в рамках УГС «Образование и педагогические науки», потенциал сетевого взаимодействия между Институтом коррекционной педагогики РАО и МГПУ им. М.Е. Евсевьева.

Кроме того, было подписано соглашение о взаимодействии между ИКП РАО, с одной стороны, и Министерством образования РМ, Мордовским государственным педагогическим университетом им. М.Е. Евсевьева с другой. Документ предусматривает организацию сотрудничества в целях оказания научно-методической, научно-практической и информационной поддержки по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии.

Во второй день конференции, 26 апреля, Т.А. Соловьева провела Профессионально-экспертную сессию с участием руководителей и педагогических работников отдельных и инклюзивных образовательных организаций. В ней приняли участие около 80 заместителей директоров образовательных организаций городского округа Саранск и заместителей начальников Управлений образованием районов республики, ответственных за образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сессии рассматривались проблемные вопросы образовательной инклюзии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - нормативно-правовая регламентация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью; новации в сфере адаптированных основных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проектирование условий образовательной среды в инклюзивной практике.

Участники сессии обсудили целый ряд ключевых проблем, в частности, «Перспективы дальнейшей разработки понятия «особые образовательные потребности» применительно к каждой нозологической группе, каждому типологическому варианту и возрастному этапу развития», «Перспективы разработки и утверждения ФГОС основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и др. Т.А. Соловьева предложила варианты участия образовательных организаций региона в апробации образовательных проектов ИКП РАО.

Затем она провела семинар «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования», в котором приняли участие 68 учителей начальных классов, логопедов, психологов и дефектологов. Они представили различные точки зрения на решение насущных задач педагогов-практиков образовательных организаций г.о. Саранск, реализующих инклюзивную практику.

В завершение встреч с коллегами директор Института коррекционной педагогики РАО посетила МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», педагоги которой активно внедряют эффективные практики образовательной инклюзии. В ходе встреч с коллективом образовательного учреждения был обсужден потенциал сотрудничества с ИКП РАО с целью оптимизации обеспечения научно-методической, научно-практической и информационной поддержки по разрешению возникающих проблем образования лиц с ограниченными возможностями.

6
5
4
3
2
1
7