С 16 по 22 ноября 2020 г. в Республике Саха (Якутия) проходил гражданский  межрегиональный Форум «За будущее России: современные вызовы и консолидация регионов», посвященный Десятилетию детства в Российской Федерации и Году патриотизма в Республике Саха (Якутия). В рамках Форума состоялась работа научно-практической онлайн-конференции «Инвестиции в раннее детство – основа будущего».

Организаторами мероприятий выступили Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)», ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)», ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств», ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)», НО (Фонд) «Семья для ребенка», АНО ДПО «Академия детства имени Т.С. Комаровой», АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования».

Работа конференции была направлена на выявление лучших региональных и зарубежных доказанных практик (проектов, программ) развития детей с раннего возраста, привлечение исследователей, специалистов и работников в области раннего детства к обсуждению фундаментальных и прикладных аспектов эффективного формирования человеческого капитала с раннего детства, выработки рекомендаций по совершенствованию и дополнению Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Значимая работа научно-практической конференции проходила в рамках пяти секций (кластеров):

  • Десятилетие детства в России: лучшие практики, инновационные технологии в развитии детства;
  • Наука - развитию детства;
  • Информационные технологии в дошкольном образовании;
  • Ранняя помощь детям и семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: от теории к практике;
  • Ярмарка социальных проектов некоммерческих организаций и бизнес-компаний в сфере развития институтов детства.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования в работе конференции представляла Ю.А.Разенкова, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО.

В рамках секции (кластера) «Наука - развитию детства» доклад Ю.А. Разенковой был посвящен научным исследованиям ИКП РАО в области поддержки и сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивающим практику ранней коррекционной помощи. Были подробно раскрыты основные положения эмоционально-смыслового подхода к оказанию помощи семьям с детьми с РДА; подхода к оказанию ранней помощи семьям и детям с нарушениями слуха;  «3П реабилитации» – подхода к оказанию помощи детям после операции по кохлеарной имплантации; подхода к предупреждению и коррекции нарушений взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с ОВЗ».

В ходе работы секции (кластера) «Ранняя помощь детям и семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: от теории к практике» основной акцент в докладе Ю.А. Разенковой был сделан на прогнозе развития ранней коррекционной помощи в ближайшем будущем. Были рассмотрены такие направления развития ранней помощи, как вариативность моделей и систем ранней помощи в зависимости от условий конкретного региона, приоритетов социальной политики региона, его социальной и образовательной инфраструктуры, выбора ведущего ведомства; движение от институциональных форм обслуживания семей с детьми в системе ранней помощи в сторону развития надомных форм помощи, включая развитие мобильных команд ранней помощи, которые будут обслуживать семьи, проживающие в удаленных населенных пунктах; создание центров определения нуждаемости в услугах ранней помощи как связующего механизма взаимодействия трех ведомств – социальной защиты населения, здравоохранения и образования, как связующего звена во взаимодействии государственного сектора и негосударственного сектора, как структуры, отвечающей за набор необходимого семье и ребенку комплекса услуг в области ранней коррекционной помощи за счет имеющихся в регионе ресурсов. Представлены основные направления развития психологической и педагогической помощи в службах ранней помощи.

В ходе конференции в пленарных докладах, работе секций и круглых столов были представлены результаты научных исследований ведущих специалистов в области раннего детства, презентованы проекты и программы.

Выступающие неоднократно подчеркивали, что раннее детство и дошкольный возраст являются наиболее важными периодами в жизни ребенка, когда формируется здоровье и психическое развитие, закладываются основы когнитивного, творческого и эмоционального развития.

Вместе с тем, докладчики обратили внимание, что необходимо не «упустить» данный период развития детей, вовремя оказать благотворное воздействие, вовремя выявить все проблемы детского развития и начать немедленную коррекцию отклонений в развитии ребенка.

В выступлениях было отмечено, что социальная политика в регионе должна учитывать региональную специфику, этнические особенности и социально-экономическое положение семей с детьми раннего и дошкольного возраста, а также предыдущий накопленный уникальный опыт Республики Саха (Якутия) по развитию раннего и дошкольного детства.