В столице Республики Саха (Якутия) городе Якутске 3-4 декабря 2021 г. прошла научно-практическая конференция «Здоровье и развитие детей: наука и практика».

 

Научно-практическая конференция «Здоровье и развитие детей: наука и практика», состоявшаяся в Якутске 3-4 декабря 2021 г. в онлайн формате, являлась научно-практическим мероприятием в сфере изучения и развития детства в области медицинских, психологических, педагогических наук и практик. Конференция была ориентирована на участие в ней ученых, исследователей, сотрудников научных и образовательных организаций, работников учреждений образования, студентов, аспирантов и иных заинтересованных в изучении детства профессионалов.

Мероприятие проводилось в целях обеспечения конструктивного диалога и обмена опытом научных, образовательных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития детства.

Организаторами конференции выступили:

-  ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»;

- ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»;

- АНО ГРД «Лаборатория детства»;

- ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Конференция проходила при поддержке:

- Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

- Психологического института РАО.

Проблемное поле научно-практической конференции было представлено четырьмя тематическими секциями:

- Научно-методологические исследования формирования физического здоровья детей дошкольного возраста;

- Научно-методологические исследования развития детей дошкольного возраста;

- Разработка модели образовательной среды для развития общей одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения;

- Ранняя помощь семьям и детям: от теории к практике.

Сотрудники Института коррекционной педагогики в рамках секции «Ранняя помощь семьям и детям: от теории к практике» представили результаты многолетнего научного исследования, посвященного изучению общения детей первых лет жизни с различными ограничениями в состоянии здоровья с близкими взрослыми. Исследование было ориентировано на участие четырех групп испытуемых с различным характером первичных нарушений:

дети младенческого и раннего возраста с тяжелыми сенсорными нарушениями, генетической патологией, органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) и дети дошкольного и младшего школьного возраста с ТМНР и глубокой степенью умственной отсталости, воспитывающиеся в семье и учреждениях для детей-сирот, а так же их близкие взрослые: матери и воспитатели учреждений для детей-сирот.

Общий подход к проектированию исследования, полученные результаты и сформулированные на их основе положения научно-методического подхода были представлены в докладе «Предупреждение и коррекция неблагополучия в развитии общения у ребенка раннего возраста с ОВЗ: основные положения научного подхода» Ю.А. Разенковой, д.п.н., заведующего лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО. В рамках последующих докладов более подробно были представлены результаты изучения общения отдельных категорий детей и их близких взрослых, конкретизированы положения и принципы разработанного научно-методического подхода, раскрыта практическая значимость исследования и подхода в ходе разработки на их основе технологий предупреждения и преодоления неблагополучия в общении детей с ОВЗ и их близких взрослых. В докладе Т.П.Кудриной, к.п.н., старшего научного сотрудника лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО «Результаты изучения общения матери и слепого младенца», подробно представлен комплекс трудностей, который наблюдался во взаимодействии матери и слепого младенца, описание которого послужило основой для проектирования технологий ранней помощи. Одиноковой Г.Ю., к.п.н., старшим научным сотрудником лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО, в рамках доклада «Результаты изучения общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна» были систематизированы типичные недостатки коммуникативного поведения матери ребенка с синдромом Дауна, которые создают препятствия в разворачивании развивающего диалога с ним. Особенности общения детей второго года жизни с органическим поражением ЦНС с близкими взрослыми были представлены в докладе Е.В.Орловой, директора бюджетного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения», аспиранта ИКП РАО. Феноменология взаимодействия разных ухаживающих взрослых с детьми-сиротами с ТМНР и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в центрах содействия семейному воспитанию, стала предметом анализа в докладе Н.А. Живаевой и И.А.Мещеряковой, научных сотрудников лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО. Пересмотр задач ранней коррекционной помощи в свете полученных новых научных результатов обсуждался в докладе Е.Б.Айвазян, к.психол.н., старшего  научного сотрудника лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО.