26-28 мая 2021 года в Казани состоялся VII Международный форум по педагогическому образованию «Педагогическое образование: Новые вызовы и цели» IFTE 2021. В работе этого статусного мероприятия, проходившего в смешанном формате, приняли участие около 2000 ведущих отечественных и зарубежных специалистов по проблемам педагогического образования из университетов США, Великобритании, Испании, Австралии, Португалии, Турции, Израиля, Польши и других стран.

Форум традиционно проходил на базе Казанского федерального университета. В церемонии открытия принимали участие первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец и многие другие.

В своем пленарном выступлении ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров отметил необходимость кардинальной трансформации технологий и коммуникации в процессе подготовки нового поколения учителей, формирования нового понимания безопасной среды, серьёзного обновления философии и теории образования. Также он отдельно акцентировал внимание на междисциплинарном подходе, способствующем повышению эффективности, актуальности и значимости исследований в области образования.

За три дня участники форума, работавшие по 23 направлениям, обсудили целый ряд вопросов, связанных с укреплением академического сотрудничества ученых, практиков, политиков, работающих в сфере образования разных стран мира. Они обменялись опытом в отношении российских и международных практик в сфере педагогического образования, представили современные исследования в области педагогического образования, учитывающие современные вызовы и новые цели, стоящие перед педагогами.

В рамках форума также состоялись 3 международные конференции, в том числе «Учителя для детей с особыми образовательными потребностями». Одним из ведущих ее спикеров стала зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО, доктор психол. наук Наталия Бабкина. Она высоко оценила организацию мероприятия и уровень участников. «IFTE-2021 предоставляет уникальную возможность обсудить результаты исследований ведущих российских и зарубежных ученых в области педагогического образования, а также транслировать лучшие практики психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями», - сказала она.

В своем докладе «Современные тенденции образования и психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития» она подчеркнула, что «современные тенденции модернизации системы образования детей с ОВЗ в России совпадают с общемировыми тенденциями, ориентированными на доступность качественного образования всем учащимся, на максимальное включение детей с ограничениями в физическом и психическом развитии в социальную и образовательную среду совместно с нормально развивающимися сверстниками».

Наталия Викторовна проанализировала статистические данные о представленности в школьном образовании различных нозологических групп, распространении инклюзии и соотношении количества детей с ЗПР в специальном и инклюзивном образовании; о степени разработанности нормативных документов и методических материалов, обеспечивающих их качественное обучение в начальной и основной школе; привела результаты выборочного онлайн-опроса специалистов из специальных и инклюзивных образовательных организаций, в которых обучаются дети с ЗПР.

Н.В. Бабкина также констатировала наличие существенных позитивных изменений в системе образования детей с ЗПР. «Прежде всего, это касается появившейся возможности выбора образовательного маршрута для ребенка с ЗПР в соответствии с вариантом его развития к началу школьного обучения и включения в содержание образования формирования сферы жизненной компетенции», - отметила она. Дифференцированный стандарт позволил обеспечить специальные образовательные условия детям с темповой задержкой развития, которые ранее не попадали в фокус внимания специалистов и обучались по массовым программам.

Вместе с тем, проблемы качественного образования школьников с ЗПР, несмотря на наличие нормативно-правовой базы и методического обеспечения решаются не столь продуктивно, как того бы хотелось. В частности, это касается профессиональной неподготовленности педагогов к осуществлению дифференцированного подхода к образованию школьников с ЗПР в условиях инклюзии, подчеркнула Наталия Викторовна.

Она также обратила внимание участников конференции на то, что анализ статистических форм в части кадрового обеспечения и результатов онлайн-опроса педагогов страны показал недостаточность в массовых школах подготовленных педагогических кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, владеющих специфическими средствами и методами обучения; выявил потребность в увеличении количества педагогов психолого-педагогического профиля на уровне основного общего образования; показал необходимость совершенствования программ обучения и дополнительной профессиональной подготовки, усиления практико-ориентированной направленности обучения. Вместе с тем, были зафиксированы заинтересованность педагогов в личном профессиональном росте, понимание ими принципиальных изменений современной отечественной практики образования детей с ОВЗ.

Выявленные существенные диспропорции в численности обучающихся с ЗПР и количестве учителей-дефектологов (в целом по России и по регионам страны) доказывают целесообразность оптимизации подготовки профильных специалистов в системе высшего образования в соответствии с реальными потребностями современной образовательной практики.

Также Н.В. Бабкина представила реализуемый в ИКП РАО широкомасштабный лонгитюдный проект «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», вызвавший большой интерес у аудитории.

В рамках IFTE-2021 впервые прошла и международная конференция молодых исследователей. В ней в онлайн-формате приняли участие научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Ксения Сыроваткина-Сидорина с докладом «Оценка развития смыслового чтения у младших школьников: пилотное исследование» и Любовь Пономарева с докладом «Влияние эмоциональной регуляции на формирование коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития: пилотное исследование». По итогам работы секций они отметили, что участие в форуме стало хорошей школой, которая позволила не только приобрести ценный опыт, но и наладить новые связи с представителями научно-педагогического сообщества.

VII форум стал самым представительным не только по охвату участников, но и по масштабу заявленных тематик: 575 докладов сделали ученые из 275 университетов, научных и образовательных организаций, включая 79 зарубежных.