15‒16 марта 2024 года в Екатеринбурге в рамках Международного конвента Уральского гуманитарного института состоялась Международная научная конференция «Благополучие человека в условиях цифровой трансформации: роль и возможности образования». Мероприятие проводилось на базе ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» в смешанном формате (очно и онлайн).
Цель Конференции ‒ объединение исследователей, изучающих проблемы благополучия человека, выработка междисциплинарного подхода к изучению образования, его роли и возможностей в условиях цифровизации общества.
Участниками мероприятия стали специалисты в области психологии, социологии, педагогики, медицины, социальной работы, а также эксперты в сфере общественных наук.
В ходе работы Конференции обсуждались психологические аспекты благополучия субъектов образовательной среды, роль современных технологий образования в сохранении и поддержании благополучия личности, благополучие детей и подростков в контексте педагогического процесса и в исторической ретроспективе.
Сотрудники лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» приняли участие в работе секционных заседаний.
В рамках секции «Благополучие детей и подростков в контексте педагогического процесса» старший научный сотрудник лаборатории, к.психол.н. К.А. Боженкова выступила с докладом «Особенности субъективного благополучия подростков с ОВЗ». В своем сообщении Ксения Алексеевна представила факторы в структуре субъективного благополучия у подростков с ОВЗ, что позволило определить проблемные зоны, на которые необходимо обратить внимание при реализации психолого-педагогической помощи, и наметить направления этой помощи.
Старший научный сотрудник, к.психол.н. И.Н. Нурлыгаянов на секции «Процессы цифровизации школы: pro et contra» представил сообщение на тему «Психологическое самочувствие школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях использования дистанционных образовательных технологий». В докладе Ильшата Назифовича было обозначено влияние закономерностей детей с умственной отсталостью на психологическое самочувствие в условиях процесса обучения с применение дистанционных технологий. Было выявлено, что в иерархии психологического самочувствия на первых позициях выступают явления с негативным полюсом (лень, утомление, беспомощность, напряжение, апатия, пресыщение), доминирующую позицию занимают активационно-тонические и тензионные состояния, представляющие важное значение для работоспособности умственно отсталых обучающихся.
На секции «Роль современных технологий образования в сохранении и поддержании благополучия личности» научный сотрудник Е.А. Медведева в докладе «Особенности проектирования цифровой среды для детей дошкольного возраста с ОВЗ» осветила возможности оптимизированной цифровой среды для развития детей с ОВЗ, представила специальные технические решения и особенности наполнения цифровых инструментов для детей с нарушением интеллекта.