15 декабря в Москве начала свою работу I Международная конференция «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии». Инициаторами и организаторами этого нового для дефектологического сообщества страны мероприятия стали Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ) и Институт коррекционной педагогики РАО. В ее работе принимают участие ученые и педагоги из Германии, Франции, Польши, Чехии, Великобритании, Бельгии, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Никарагуа, Таиланда. Конференция проходит на базе ИКП в online-режиме.

В своем приветствии директор Ассоциации развития финансовой грамотности, доктор экономических наук Вениамин Шаевич Каганов отметил высокую значимость данного форума, подчеркнув важность темы финансовой грамотности для развития детей с ОВЗ и международного сотрудничества для взаимовыгодных контактов российской и мировой дефектологической науки. Он также передал наилучшие пожелании участникам конференции от Генерального секретаря Лиги образования Франции Жан-Марка Руарана.

Директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева обратила внимание на уникальный характер конференции. «Это беспрецедентная для практики подобных мероприятий ситуация, - сказала она. – Ведь мы смотрим, с одной стороны, на вопросы образовательной доступности для разных групп особых детей, с другой – обсуждаем вопросы помощи детям отдельных групп». Госпитальная педагогика, дети с проблемами коммуникаций, жизненные компетенции, цифровая и финансовая грамотность – все эти взаимосвязанные вопросы станут предметом обсуждения на отдельных секциях, отметила она. Татьяна Александровна проинформировала участников форума о проведении институтом II Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии, победители которого будут определены и названы в ходе работы конференции.

Т.А. Соловьева также зачитала приветствие от имени заместителя министра просвещения РФ Д.Е. Грибова. «В настоящее время на территории Российской Федерации получают образование более полутора миллионов обучающихся, которым необходима поддержка в том числе по вопросам формирования правовой и финансовой грамотности как неотъемлемой части приобретаемых жизненных компетенций», говорилось в нем. Проведение же данной конференции позволит всесторонне обсудить вопросы повышения доступности, качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе разработки новых технологий и форматов его организации.

Директор Института дошкольного воспитания и исследования (Германия), президент ассоциации Didacta, профессор Университета Больцано (Италия) Василиос Фтенакис в своем приветствии отметил важность взаимодействия различных векторов воспитания и образования, помимо традиционных, в формировании навыков и компетенций, в том числе экономических, у особых детей начиная с самого раннего возраста. «Исследования показали, что инвестирование, если можно так сказать, в этот процесс, сделанное до 5-летнего возраста, дают впоследствии очень хорошую отдачу. Если делать это уже после начальной школы, то эффект будет крайне низкий». Г-н Фтенакис признал, что сегодня традиционные подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями и частичный отказ от них без разработки новых, актуальных, происходящий в ряде стран, приводит к тому, что дети не получают необходимых навыков, которые требует от них время и жизненные реалии. Это предполагает разработку новых подходов к формированию компетенций. «Безусловно, на протяжении многих лет в странах Центральной Европы ведутся научные исследования в области дошкольного образования и начальной школы, дающие определенный эффект», - сказал он, ознакомив участников форума с основными результатами ряда таких инициатив в Германии и Австрии, предполагающих в том числе вовлечение детей, проживающих в удаленных регионах. Василиос Фтенакис рассказал о структуре занятий по развитию финансовой и экономической грамотности, формах работы и активностей учащихся с ОВЗ.

Затем В.Ш. Каганов проинформировал об основных направлениях деятельности Ассоциации в сфере финансового просвещения лиц с ОВЗ, отметив поддержку программ со стороны Центробанка России. Он подчеркнул значимость профильных программ, реализуемых партнерами АРФГ в России. По результатам работы конференции будут подготовлены методические материалы, которые получат ее участники и все интересующиеся проектами в РФ и за ее пределами.

В свою очередь Т.А. Соловьева отметила крайнюю актуальность данной работы и большие усилия, предпринимаемые по ее обеспечению. «Сегодня из 16 миллионов школьников России 1,2 миллиона – это дети с ОВЗ и с инвалидностью, - сказала она. – Они обучаются по вариативным программа, на дошкольном уровне их более 10, в школе – более 24. Развивается система ранней помощи и помощи семьям. При государственной поддержке ежегодно количество услуг ранней помощи увеличивается в 2 раза». Она также отметила важность технического переоборудования школ, в том числе для получения дополнительного образования и получения профессий. Директор ИКП также отметила важность тесного международного взаимодействия и участия науки, несмотря на существующую разницу в методиках и понятийном аппарате.

Далее работа конференции была организована по четырем секциям, на которых прозвучало 35 сообщений по самым актуальным темам. Так, участники секции «Цифровизация специального и инклюзивного образования» обсудили вопросы использования искусственного интеллекта и виртуальной реальности в школах, особенности образовательного процесса, его научно-методическое обеспечение с учетом цифровизации и дистанционного образования. На секции «Финансовая грамотность и жизненные компетенции детей с особыми образовательными потребностями: формирование и развитие» в центре внимания были вопросы связи цифровой грамотности и трансформации современного общества, особенности формирования финансовой грамотности у детей с ОВЗ, а также специфика формирования жизненных компетенций у детей с различными видами нарушений.

Выступавшие на секции «Социальная интеграция и инклюзия детей с разными образовательными возможностями и потребностями» сделали особый акцент на роль педагога, школы и интеграционных лагерей и организацию психолого-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ, вопросы социальной интеграции, поддержки студентов вузов и взрослых людей с различными нарушениями. Большой интерес вызвала проблематика секции №4 «Ресурсы образования в социализации людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями: обучение и сопровождение на протяжении всей жизни». Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития, совместное образование, воспитание и абилитация детей в инклюзивном детском саду, образование и подготовка к самостоятельной жизни людей с ментальной инвалидностью – эти и другие темы выступлений стали предметом заинтересованного обсуждения со стороны слушателей.

По окончании работы секций участники конференции получили возможность прослушать три публичных лекции, посвященных опыту использования театральной студии для социальной интеграции (Наталья Попова, РОО «Круг», г. Москва), расстройствам аутистического сектора (Ольга Богдашина, Международный институт аутизма, г. Красноярск) и цифровой инклюзии для ученика, учителя и родителя (академик РАО Алексей Семенов, г. Москва).

16 декабря конференция продолжит работу в формате секций. Также пройдет круглый стол, посвященный проведению очного этапа Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии-2021.