3 сентября 2020 года в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция в он-лайн формате, инициатором которой выступила Ассоциация родителей и детей с дислексией. Мероприятие было приурочено к началу работы первого онлайн-проекта «Центр помощи детям с трудностями в обучении».

В пресс-конференции приняли участие и.о. директора ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева, основатель Ассоциации Мария Михайловна Пиотровская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной Палаты РФ Светлана Александровна Меркушина.

Выступая перед участниками мероприятия, Татьяна Александровна Соловьева сделал особый акцент на меры, предпринимаемые государством в сфере поддержки особых детей и детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, а также проинформировала о деятельности коллектива ИКП РАО в этом направлении.

«Группа детей с дислексией и дисграфией действительно значительна, - сказала она. - Среди достаточно большого количества детей с ограниченными возможностями здоровья есть сегмент детей с тяжелыми нарушениями речи, которые могут испытывать вполне объяснимые трудности, связанные с нарушением письменной речи».

Однако, отметила Татьяна Александровна, и среди детей, не имеющих статуса ОВЗ, есть достаточно широкая группа детей, которая нуждается в психолого-педагогической помощи. Она гарантируется российским законодательство, а Министерство просвещения осуществляет постоянный мониторинг процесса, обработку данных и выработку новых, более совершенных рекомендаций.

Директор Института также обратила внимание на то, что сегодня взят курс на индивидуализацию образовательных маршрутов, о чем неоднократно заявляло Министерство просвещения. «Он касается и общего, и специального образования. В связи с этим обсуждаются форматы обучения, разные подходы к поддержке и повышению квалификации педагогических специалистов», - заявила она.

Отвечая на вопрос о деятельности в этом направлении Института коррекционной педагогики, Татьяна Александровна рассказала о том, что ИКП РАО выполняет государственное задание в части изучения современной популяции детей с трудностями в обучении. «Это достаточно серьезное исследования, с ежегодным обновлением данных. И оно будет продолжаться до 2030 года». Цель исследования – определить объем специальных условий, вариативность психолого-педагогической помощи. Также она подчеркнула, что впервые в истории идет работа над подготовкой перечня примерных адаптивных общеобразовательных программ для основной школы, в которых выделен и вариант для детей с нарушениями письменной речи. «Ребенок с дислексией и дисграфией имеет право на индивидуальный подход к его сопровождению и развитию», - отметила Т.А. Соловьева.

Директор ИКП РАО также проинформировала участников мероприятия о том, что сейчас большое внимание уделяется деятельности психолого-педагогических комиссий и центров сопровождения детей и обучающихся. Разрабатываются положения о логопедических пунктах, где дети могут оперативно получать психолого-педагогическую помощь. Однако, подчеркнула она,  дети с дисграфией и дислексией нуждаются не только в такой помощи, но и во внимании всех педагогических специалистов. «Только такой подход поможет понять, принять ребенка, выделить его способности, в том числе – выдающиеся». И это не сугубо логопедическая проблема – это и вопрос организации образования, и его администрирования в школах, и подбора подходов, технологий помощи ребенку с иными образовательными потребностями в области речи.

В свою очередь основатель Ассоциации Мария Михайловна Пиотровская рассказала о просветительской деятельности организации, помощи родителям, а также о Центре помощи детям с трудностями в обучении, который начал работу 6 августа этого года. Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая остановилась на вопросах, связанных с изменениями в коммуникациях, устной и письменной речи подвлиянием цифровых технологий, на необходимости обязательной логопедической диспансеризации.Директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Меркушинавыступила с предложением разработки отдельного федерального проекта по борьбе с неуспешностью школьников, с отдельным выделенным его финансированием.

В заключение пресс-конференции ее участники ответили на вопросы представителей СМИ. Татьяна Александровна Соловьева рассказала об опыте, полученном в ходе удаленного обучения детей с ОВЗ, введенного в связи с распространением коронавирусной инфекции, остановившись, в частности, на проблемах организации и факторов, влияющих на качество обучения особых детей в таких условиях. Она отметила, что ситуация в разных регионах страны отличается друг от друга. «Качество образовательной деятельности обусловлено средовым фактором, - подчеркнула она. – В условиях изоляции образовательные организации сделали много, чтобы сохранить образовательное пространство, организовать деятельность ребенка. Об этом заявили 37% родителей в ходе опроса, проведенного Институтом коррекционной педагогики». Она также поддержала предложение о возврате к системе логопедической диспансеризации, которая позволит принять своевременные и необходимые меры для помощи будущим школьникам и их родителям.

12
1245