18–19 декабря 2025 года в Новосибирске состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Современное детство в научных исследованиях: проблемы, открытия, перспективы», организованная ФГБУ «Российская академия образования» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Новосибирской области и Российской академии наук.
Мероприятие проводилось с целью анализа и систематизации результатов научных исследований, проводимых государственными научными организациями в рамках проведения в Российской Федерации Десятилетия детства и ознакомления профессионального педагогического сообщества с новыми научными данными и рекомендациями по их использованию в практике образовательной деятельности.
Участники конференции обсудили актуальные исследования в следующих областях: проблем здоровья и психофизического развития детей, педагогики, психологии современного детства, развития и образования детей с особыми образовательными потребностями.
На пленарном заседании, посвященном созданию условий для здорового детства подрастающего поколения, выступили: В.С. Басюк, д.пс.н., академик РАО, исполняющий обязанности вице-президента Российской академии образования, руководитель рабочей группы «Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства; Л.С. Намазова-Баранова, д.м.н., академик РАН, зав. кафедрой факультетской педиатрии Института материнства и детства ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Руководитель НИИ педиатрии и охраны здоровья детей Научно-клинического Центра №2 ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского», главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России, Президент Союза педиатров России, и др. Доклад о перспективах развития системы ранней помощи в Российской Федерации представила С.Б. Лазуренко, д.п.н., академик РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Е.Б. Айвазян, д.пс.н., ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики, выступила с сообщением, посвященном научно-методическому обеспечению системы образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
В рамках работы секций прозвучал доклад Е.Б. Айвазян и Т.П. Кудриной, к.п.н., старшего научного сотрудника лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, «Ранняя помощь семье слепого ребенка и новый предмет исследования в детской психологии».