17–18 июня 2025 года в Москве проходил Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации «Психолого-педагогическая помощь и сопровождение: от Концепции развития психологической службы к Стратегии развития образования в Российской Федерации». Организаторы форума – Министерство просвещения Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России».
В рамках пленарного заседания съезда были заслушаны доклады представителей Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии образования, посвященные наиболее актуальным проблемам и ключевым направлениям государственной политики в развитии психолого-педагогической помощи и деятельности психологических служб в системе образования.
В проходившей далее работе тематических площадок обсуждались конкретные вопросы содержания и организации психологического сопровождения участников образовательных отношений на разных уровнях образования и в различных его структурах. Внутри широкого спектра затронутых проблем, касающихся безопасности образовательной среды, профилактики девиантного поведения, интеграции детей иностранных граждан в систему образования РФ, нашлось место и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Модераторы работы тематической площадки – Т.А. Дацюк, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ, и С.В. Алехина, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
Аудитория участников совещания состояла, в основном, из энергичных, заинтересованных, профессионально подготовленных и готовых к диалогу специалистов – психологов и педагогов – из многочисленных регионов России. В выступлениях спикеров не только затрагивались проблемы, связанные с тематикой совещания, но и раскрывался собственный опыт их преодоления, опыт творческий, инновационный, разнообразный, выходящий за рамки рутинных предписаний. В кратком выступлении заместителя директора по научной работе Института коррекционной педагогики – И.А. Коробейникова – основное внимание было уделено факту исчезновения из системы психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ специального психолога, без участия которого, по его мнению, практика сопровождения детей и подростков с ОВЗ, особенно относящихся к таким категориям, как задержка психического развития, легкая умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, вряд ли может быть эффективной.
В заключение работы площадки, модераторы ответили на вопросы аудитории, касающиеся организационных и нормативно-правовых аспектов практики инклюзивного образования, согласовали позиции, приемлемые для включения в резолюцию съезда.
