24 декабря 2024 года состоялось заседание Рабочей группы при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи. Тема заседания: «Классификации нарушений речи и логопедические заключения: перспективы развития».
В заседании приняли участие члены Рабочей группы: представители ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», НОЧУ «Международный университет психолого-педагогических инноваций», ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ».
Со вступительным словом к слушателям обратились председатель Рабочей группы, президент общественной профессиональной организации «Российская ассоциация дислексии», д.пед.н. М.Н. Русецкая и заместитель председателя рабочей группы, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП, к.пед.н. Е.Л. Ворошилова.
Повестка заседания включала серию докладов, объединенных тематикой собрания. Директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, д.пед.н. А.А. Алмазова осветила проблему терминологической асимметрии в логопедии, подчеркнув ее влияние на профессиональное взаимодействие специалистов. Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП, к.пед.н. О.Е. Грибова представила анализ актуальных трудностей, связанных с формулировкой логопедических заключений. Продолжив обсуждение, проректор по дополнительному образованию НОЧУ «Международный университет психолого-педагогических инноваций», д.пед.н. О.Г. Приходько акцентировала внимание на важности междисциплинарного подхода к логопедическим заключениям в раннем и дошкольном возрасте. Главный врач ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», к.мед.н. Р.А. Черемин представил новые идеи в области классификации речевых нарушений. Заведующий кафедрой логопатологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, д.психол.н., к.мед.н. А.Н. Корнев выступил с докладом, посвященным вопросам разграничения заключений и диагнозов в контексте систематики нарушений речевого развития. Завершило серию докладов сообщение старшего логопеда ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» Е.А. Савиной, которая поделилась своим опытом формирования логопедического заключения в рамках работы комиссии по составлению образовательного маршрута.
Представленные доклады были направлены на достижение единой цели – улучшения качества логопедической помощи через унификацию терминологии и повышение точности диагностических заключений.
В завершении заседания участники собрания подвели итоги работы Рабочей группы за 2024 год. Обсудили вопросы повышения точности и информативности логопедических заключений, а также разработали рекомендации для дальнейшего развития междисциплинарного взаимодействия при диагностике и коррекции речевых нарушений.