5 – 6 декабря 2024 года в Москве прошёл VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Организаторы мероприятия – Министерство просвещения Российской Федерации, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, и Московский педагогический государственный университет.
5 декабря в рамках дискуссионной площадки «Условия для развития дошкольника» О.Ф. Жуков, к. пед. н., ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» выступил с сообщением «Актуальные проблемы здоровья и физического развития детей на этапе дошкольного детства. В своем докладе Олег Федорович подчеркнул важность охраны здоровья детей как основы их личностного, интеллектуального и социального развития, отметил необходимость создания условий, способствующих не только адаптации детей к окружающей среде, но и их активному развитию.
В «Виртуальной психолого-педагогической мастерской» приняла участие зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации, д.техн.н. А.В. Голубчикова рассказала об опыте проектирования методики и диагностического игрового набора для оценки психического развития детей коренных малочисленных народов Севера. Анастасия Валентиновна подчеркнула, что разработка игровых изделий совместно с производителем - новое направление в деятельности Института коррекционной педагогики. «Северный набор» получился востребованным в кочевом образовании продукт, учитывающий как общие, так и этнокультурные требования к диагностике и игровому инструментарию.
6 декабря в ходе работы дискуссионной площадки «Инфраструктура дошкольного детства: организационные и психолого-педагогические условия дошкольного образования» с докладом выступила Т.А. Соловьева, д. пед. н., член-корр. РАО, директор Института коррекционной педагогики. Татьяна Александровна рассказала о новом проекте ИКП «Системный подход к организации инклюзии», который реализуется в регионах. Проект включает анализ работы образовательных организаций субъектов и формирование совместных проектных команд из числа научных сотрудников Института и специалистов системы специального и инклюзивного образования региона с целью передачи методических материалов, разработанных Институтом, а также технологий для выбора подходящих методик диагностики и работы с детьми. Подробнее о проекте можно узнать на сайте ИКП.
С.Б. Лазуренко, д.пед.н., член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО совместно с К.А. Боженковой, старшим научным сотрудником лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации представили доклад на тему «Психолого-педагогическая абилитация детей раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями» в рамках дискуссионной площадки «Методический портфель педагога дошкольного образования». В своем выступлении авторы подчеркнули важность дифференцированного и персонализированного подхода к обучению детей дошкольного возраста с учетом характера их нарушений, структуры особых образовательных потребностей и специфики течения заболевания. Отдельно было отмечено, что при функциональных нарушениях здоровья требуется специальная организация обучения, направленная на освоение психологических достижений возраста.
По итогам работы VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования принята резолюция, с содержанием которой можно ознакомиться на сайте.