26 ноября 1924 года в Москве открыл свою работу II Всероссийский съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних детей и подростков (в сокращенном виде II Съезд СПОН). Однако с самого начала данное историческое событие вышло за первоначально намеченные рамки (вопросы беспризорности и деятельности детских домов) и коснулось всех проблем советской дефектологии и специального образования.
Большую роль при подготовке съезда и в определении основных направлений будущего развития изучения особого ребенка сыграли Н.К. Крупская и Л.С. Выготский. По их инициативе вопрос «социального воспитания», т.е. широко понимаемой социализации этой категории детей, рассматриваемой в контексте новой идеологии, стал ключевой идеологической установкой, которая должна была стать связующим элементом всего образовательного и воспитательного процесса.
На съезде были сформулированы новые задачи специальной педагогики, специальной школы и основные теоретические предпосылки для перестройки всей работы в области аномального детства. По словам Л.С. Выготского, выступавшего в качестве одного из представителей Наркомпроса РСФСР, задача специальной педагогики состояла в том, «чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-олиго-тифлопедагогику и т. п.) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать педагогику дефективного детства с педагогикой детства нормального».
Анализ непосредственных материалов съезда показывает, что оценивать это событие нужно двояко. С одной стороны, II съезд СПОН подводил итоги поиска направлений, форм и методов образования-воспитания дефективных детей, в котором находилась педагогическая общественность страны после революционных событий 1917 года и коренных изменений и только «ставил вопрос на широкое общественное и научное обсуждение». Вместе с тем выступавшие на секциях предлагали конкретные пути решения проблем структуры образовательных учреждений, содержания школьных программ, методик работы с этой категорией детей, их профессионально-технического образования, вопросов социализации и др.
С другой стороны, многие положения, звучавшие на съезде, были так или иначе сформулированы русскими педагогами и дефектологами старшего поколения еще на рубеже столетий и в первые два десятилетия XX в. Та же идея о социализации дефективных детей, воспитании из них активных и нужных членов общества звучала ранее выступлениях и трудах В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Е.В. Герье, А.М. Щербины и др. То же можно сказать и о постановке проблем. Организаторы и участники II съезда СПОН по целому ряду причин, начиная от глобальных идеологических и заканчивая личными, должны были в первую очередь политически дистанцироваться от прошлого и заявить о начале нового этапа в развитии школы и всей системы образования, которая в тот момент как раз переживала период активного строительства. Что они успешно и сделали, сформулировав основы новой системы специального образования СССР и указав на те отдельные ориентиры в дефектологической науке и практике, к которым они будут идти во второй половине 20-х-30-е годы прошлого столетия.
В связи с юбилеем этого знаменательного события в истории отечественной педагогики Центр содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко предоставляет всем желающим возможность непосредственно ознакомиться с основными материалами II съезда СПОН.
Это сборник «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей», под ред. Л.С. Выготского, специально выпущенный для делегатов съезда еще до начала его работы. А также «Материалы ко Второму Всероссийскому съезду социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов», в которых содержатся тексты или изложение выступлений участников, и «Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда социально-правовой охраны несовершеннолетних».
Электронные образы данных изданий размещены в рубрике «Сборники» раздела «Электронная библиотека» на сайте Центра им. В.П. Кащенко.