15–16 ноября 2024 года в Саратове проходила Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2024: актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии, психолингвистики» Организатором мероприятия выступил факультет психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Конференция проводилась в рамках мероприятий, посвященных юбилею Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, и была приурочена к 70-летию со дня рождения известного ученого-филолога, гуманитария, психолингвиста, исследователя детской речи и речевых жанров, первого заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики, доктора филологических наук, профессора К.Ф. Седова.
В масштабном мероприятии принимали участие преподаватели вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов, педагоги, психологи, методисты организаций общего, специального и дополнительного образования, представители системы здравоохранения и социальной защиты, молодые ученые, магистранты, студенты, изучающие проблемы логопедии, психолингвистики и смежных дисциплин.
Цель встречи – обобщение научных исследований и методического опыта в области коррекционной педагогики и специальной психологии, социальной интеграции и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; осмысление научного наследия профессора К.Ф. Седова в современном психолого-коррекционно-педагогическом, логопедическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах и контекстах.
В рамках Конференции обсуждались современные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии, инновационные процессы в специальном образовании, развитие цифровой образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, актуальные вопросы реабилитации, социальной адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, тьюторского сопровождения процессов образования, социализации и реабилитации и мн. др. Мероприятие способствовало обмену опытом и распространению знаний в области специального образования и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В работе Конференции принимали участие сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
На пленарном заседании выступили специалисты лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи. Ведущий научный сотрудник лаборатории, к.пед.н. О.Е. Грибова представила доклад на тему «О роли языковой и метаязыковой способностей в развитии речи ребенка: гипотетическая модель». В сообщении старшего научного сотрудника, к.пед.н. Т.В. Кошечкиной была предложена интерпретация текстовой деятельности с позиций теоретической модели психолингвоперсонологии К. Ф. Седова.
В рамках секции «Междисциплинарный подход в системе специального (дефектологического) образования» старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха к.пед.н., доцент Т.Ю. Четверикова рассказала о проектировании контрольно-измерительных материалов по русскому языку, осваиваемому обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования.