15 ноября на площадке Института коррекционной педагогики подвели итоги III Всероссийской конференции «Актуальные вопросы оценки качества, выявления и распространения лучших практик консультирования родителей (законных представителей) в части повышения родительской компетентности в Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2024 году». Организатором мероприятия выступило Министерство просвещения Российской Федерации, федеральным оператором является Институт коррекционной педагогики.
Пленарное заседание открыла заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Ю.М. Сачко. Юлия Михайловна поприветствовала участников Конференции и доложила о результатах реализации шестилетнего проекта по оказанию родительскому сообществу психолого-педагогической, методической и консультационной поддержки. В проекте участвовали некоммерческие организации (образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, автономные некоммерческие организации), которым по результатам ежегодного конкурсного отбора предоставлялись гранты в форме субсидий из федерального бюджета. В 2024 году функционирует сеть из 181 организации: 155 организаций-грантополучателей из 62 субъектов Российской Федерации из числа детских садов, школ, колледжей, вузов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, некоммерческих организаций; 26 подведомственных Минпросвещения России организаций – 25 ведущих педагогических вузов и Институт коррекционной педагогики. Консультации семей по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации ребенка и другим волнующим родителей проблемам осуществлялись в очной и дистанционной формах, в форматах диспетчерского и содержательного психолого-педагогического консультирования. Также в рамках проекта активно проводилась разнообразная просветительская работа с родительским сообществом, семьям оказывались очные, в том числе выездные консультационные услуги. За 6 лет организациями-участниками проекта было проведено почти 20 миллионов консультаций родителей, помощь специалистов получили более 15 миллионов семей.
Ю.М. Сачко отметила еще один важный позитивный эффект проведенной специалистами работы, в ходе которой были созданы условия для продуктивного сотрудничества и обмена опытом между профильными организациями по всей стране. «Данный проект помог организовать это взаимодействие и более тесное знакомство, в хорошем смысле содержательное общение не только внутри региона, но и в стране в целом, потому что дистанционное оказание консультационной помощи <…> в том числе помогало специалистам подружиться в более широком поле», – подчеркнула Юлия Михайловна.
Заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Института коррекционной педагогики Д.А. Карпова выступила с докладом на тему «Включение родителей детей с ОВЗ в единое образовательное пространство». Спикер ИКП рассказала о результатах участия Института в мероприятиях по оказанию консультационной (психолого-педагогической, методической) помощи семьям в рамках национального проекта «Образование». Напомнила о том, что на сайте Института коррекционной педагогики размещена база знаний «Я-родитель», где в формате просветительских лекций каждый может получить консультацию по вопросам обучения и воспитания детей разных возрастных и нозологических групп. Осветила деятельность ИКП в рамках проекта по организации просветительских мероприятий для родительского сообщества по обсуждению вопросов построения гармоничных семейных отношений, профилактики детских психологических травм, профилактики трудного поведения детей и их подготовки к самостоятельной взрослой жизни и др. Также Дарья Андреевна представила реализуемый Институтом проект «Теледефектология», который предоставляет региональным организациям, педагогам и родителям возможность для получения дистанционной помощи и сопровождения от ведущих специалистов, вне зависимости от географического расположения. «Мы постарались создать информационную среду так, чтобы у родителей и специалистов сформировалось представление о том, куда они могут обратиться за помощью, методической и консультативной», – сказала Д.А. Карпова.
После пленарных докладов состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов III Всероссийского конкурса лучших практик консультирования родительского сообщества.
Приветственный адрес участникам Конкурса направил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаев. «В настоящее время, когда родители в большей степени вовлекаются в сложный процесс воспитания и нередко сталкиваются с трудностями, особую роль приобретает психолого-педагогическая и консультационная помощь со стороны государства и профессионального сообщества», – отметил Александр Вячеславович. Он акцентировал внимание на важности темы укрепления института семьи, напомнив, что основной целью проведения конкурса лучших практик консультирования семей является популяризация значимости родительского просвещения, поддержка духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Ю.М. Сачко поприветствовала и поблагодарила участников Конкурса за высокие результаты проделанной работы. «Опыт каждой организации уникален. Наша страна настолько большая и многогранная, что максимально переложить опыт одной организации или одного региона на другой – не всегда возможно. Но именно ваши практики полезны для всей системы региона и помогают конкретным семьям», – заключила Юлия Михайловна.
С видеообращением к участникам Конкурса выступил ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации А.В. Гусев. От лица членов жюри и организаторов Конкурса он поблагодарил конкурсантов и подчеркнул, что консультирование родителей является важнейшей составляющей современной системы родительского просвещения. «Задача работы с родителями должна быть включена не только в постоянную деятельность педагогических организаций, но и всех социальных учреждений», – заявил Алексей Владимирович.
В 2024 году конкурс лучших практик консультирования родительского сообщества проводился в трех номинациях.
Победителями и призерами признаны:
Номинация «Лучшая практика психолого-педагогического консультирования»
1-е место: Автономная некоммерческая организация «Центр психологии и развития человека «Сфера» (Брянская область)
2-е место: Краевое государственное бюджетное учреждение «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (Красноярский край)
3-е место: Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Республика Башкортостан)
Лауреатами в номинации объявлены:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени героя советского союза Николая Алексеевича Бредихина» (Курская область)
- Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Липецкая область).
- Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 15 «Березка» поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район (Краснодарский край)
- Бюджетное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (Республика Алтай)
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (Чеченская Республика)
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 95 «Балкыш» (Республика Татарстан)
Номинация «Лучшая практика диспетчерского консультирования»
1-е место: Муниципальное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла» (Орловская область)
2-е место: Государственное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» Забайкальского края» (Забайкальский край)
3-е место: Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «Семья» (Липецкая область)
Лауреатами в номинации объявлены:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики
- Автономная некоммерческая организация «Агентство социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей «Моя семья» (Ярославская область)
- Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (Кемеровская область – Кузбасс)
- Государственное автономное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Брянской области (Брянская область)
Номинация «Лучшая практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий»
1-е место: Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (Калининградская область)
2-е место: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (Алтайский край)
3-е место: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования» (Челябинская область)
Лауреатами в номинации объявлены:
- «Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Ленинградский институт изучения семьи и социальных конфликтов» (Ленинградская область)
- Муниципальное бюджетное учреждение городского округа «город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда» (Архангельская область)
- Государственное учреждение «Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» (Забайкальский край)
- Государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (Воронежская область)
- Государственное бюджетное образовательное учреждение «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (Ставропольский край)
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Пчелка» муниципального образования город-курорт Анапа (Краснодарский край)
- Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» (Самарская область)
Все победители и призеры получили дипломы и ценные подарки. Лауреаты Конкурса были награждены специальными дипломами.