17 сентября в Самарской области продолжились мероприятия в рамках Недели ИКП «Детство равных возможностей».
Второй день работы открыла профессионально-экспертная сессия «Подходы к организации обучения и воспитания лиц с РАС». Участники посетили ГБОУ Самарской области «Школа-интернат № 115», где ознакомились с деятельностью регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС. Важным событием этого дня стало торжественное открытие мобильной выставки методических пособий и практик организаций, сопровождающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, на базе Образовательного центра «Южный город». Представители ИКП приняли участие в работе тематических интерактивных площадок в рамках выставки и обсудили с коллегами вопросы использования представленных методик и дидактических пособий в процессе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Также на базе Образовательного центра «Южный город» прошел круглый стол «Система комплексного сопровождения людей с РАС в Самарской области». Модерировали работу М.М. Либлинг, к.психол.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, и И.В. Архангельская, ГБУДПО СО «Центр специального образования». В ходе круглого стола были представлены доклады о реализации концепции комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями в Самарской области на 2023-2025 годы, об обеспечении преемственного перехода от обучения детей с РАС в условиях специального образования к инклюзивной практике, о роли культурной среды в социализации детей с ментальными нарушениями, о физической реабилитации и социальной адаптации лиц с РАС с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также о деятельности некоммерческих организаций, оказывающих помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, и о развитии системы социализации людей с РАС и социального сопровождения их семей в Самарской области.
В завершении дня состоялся практико-ориентированный семинар «Ребенок с ОВЗ: теория и практика работы специалиста». Участники обсудили научно-методическое обеспечение системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходы к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, разработку адаптированных программ дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ. В качестве основных спикеров выступили научные сотрудники Института коррекционной педагогики. А.М. Федосеева, к.психол.н., старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, представила доклад «Психологическое благополучие учителей в условиях инклюзии». М.М. Либлинг провела мастер-класс, посвященный современным подходам и инструментам психолого-педагогической диагностики детей с РАС. А.Я. Абкович, к.пед.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, рассказала участникам о реабилитационном потенциале реализации адаптированных образовательных программ в системе специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ. О.Е. Грибова, к.пед.н., ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, обсудила вопросы логопедического обследования. Д.А. Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию, представила слушателям возможности интерактивного конструктора адаптированных программ дополнительного образования.
18 сентября работа профессионально-экспертной сессии продолжится.