В июле 2024 года Институтом коррекционной педагогики была опубликована новая хрестоматия «Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: методическое обеспечение образования в Российской Федерации. С 1990 по 2020 гг.».
В книге представлены и систематизированы современные научные работы в области изучения и обучения детей с ТМНР, опубликованные в течение трех последних десятилетий. Тексты статей дают представление о современном понимании этиологии и социальных детерминантах тяжелых множественных нарушений в развитии у детей, изменении терминологического аппарата, методах психолого-педагогической диагностики, применении теоретических положений и научных достижений в практике образования детей с ТМНР, развитии прикладных отраслей педагогики: коррекционно-развивающего обучения, профориентации, социальной адаптации и психолого-педагогических технологий абилитации / реабилитации.
Помимо этого, хрестоматия содержит информацию об авторах статей и список наиболее значимых научных трудов по вопросам обучения детей с ТМНР.
Хрестоматия вышла под редакцией директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.п.н., члена-корреспондента РАО Т. А. Соловьевой и главного научного сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО, начальника Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, д.п.н., профессора, члена-корреспондента РАО С.Б. Лазуренко.
В состав редакционной коллегии вошли руководитель Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко ФГБНУ «ИКП», к.и.н. М.А. Тимофеев, специалист по проектной деятельности лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП» Е.А. Козуб и ученый секретарь, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР ФГБНУ «ИКП» Е.А. Кочетова.
Среди составителей хрестоматии – представители научных учреждений и учреждений высшего образования, готовящих специалистов для работы с детьми с нарушениями развития, в том числе ТМНР. Составители являются авторами научных трудов и практических разработок по проблемам обучения, абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с нарушениями развития.
Из огромного количества печатных работ в области дефектологии, опубликованных к настоящему времени, составителям хрестоматии удалось выделить наиболее значимые, которые будут полезны специалистам, работающим с лицами с ТМНР, студентам, изучающим вопросы оказания психолого-педагогической помощи детям и взрослым данной категории, и всем тем, кто заинтересован в совершенствовании системы помощи обучающимся со сложными нарушениями развития.
Материалы хрестоматии объединены в пять разделов:
- Современное понимание этиологии и типологии детей с ТМНР;
- Методические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей и подростков;
- Теория и практика коррекционно-педагогической работы с дошкольниками и школьниками с ТМНР;
- Технологии социальной интеграции лиц с ТМНР;
- Профориентация и сопровождение лиц с ТМНР во взрослом возрасте.
Каждый из этих разделов объединяет в себе статьи с результатами многолетних исследований и анализа успешного практического опыта работы с детьми, имеющими сложную структуру нарушений развития.
Во всех научных работах прослеживается основная общая идея – создание условий для активизации потенциальных психологических ресурсов, развития навыка сотрудничества со взрослым и межличностного общения, самостоятельности и социализации детей самой сложной психолого-педагогической категории.
Ознакомиться с содержанием хрестоматии «Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: методическое обеспечение образования в Российской Федерации. С 1990 по 2020 гг.» в электронной версии можно по ссылке.
Также на сайте Институту коррекционной педагогики вы можете познакомиться с первой частью хрестоматии «Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения. Хрестоматия / С 1900 по 1990 гг.», опубликованной в 2022 году, и другими научными трудами, вышедшими в Институте коррекционной педагогики.