23 мая в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате прошел XV Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».
В круглом столе приняли участие студенты московских вузов, молодые ученые: представители Московского государственного института культуры, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российского государственного гуманитарного университета, Института коррекционной педагогики, Российского университета дружбы народов, а также практики: библиотекари, педагоги, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи.
Доклады спикеров сопровождались обсуждением особенно волнующих специалистов вопросов. Так, например, участниками круглого стола была выделена проблема нахождения способов и вычленения конкретных приемов, позволяющих через чтение стимулировать свободную сюжетно-ролевую игру дошкольников, являющуюся ведущим видом деятельности в этом возрасте и необходимой для полноценного развития ребенка. Лейтмотивом многих выступлений явилась мысль о важности формирования у ребенка представлений о «чтении как награде, а не наказании». Специалисты сошлись во мнении, что для плодотворной работы по приобщению детей к чтению определяющее значение имеет личность взрослого, его увлеченность данным видом совместной с ребенком деятельности.
Участники круглого стола обсудили вопросы эффективного вовлечения детей в процесс чтения, отметив необходимость поддерживать инициативу, быть внимательным к их потребностям, направлять активность детей в русло взаимодействия с книгой.
Спикером от Института коррекционной педагогики выступила научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития К.Б. Сыроваткина-Сидорина, которая представила доклад на тему «Семейное чтение как основа выстраивания позитивного взаимодействия между ребенком с ЗПР и близким взрослым». Ксения Борисовна отметила, что правильная мотивация – ключ к формированию навыка осмысленного чтения. Формулировка цели совместно со взрослым должна объяснять ребенку, почему и для чего важно читать чаще и относиться к чтению более внимательно. Ребенку, особенно в подростковом возрасте, необходимо видеть пример читающего взрослого.
В завершение встречи участники круглого стола подчеркнули необходимость проведения подобных встреч между представителями разных профессий, изучающих детское и подростковое чтение с различных сторон. Подобные обсуждения дают возможность обсудить результаты исследований, поделиться опытом и поставить перед научным сообществом новые вопросы, требующие дальнейшего изучения.