В течение двух недель, с 8 по 20 апреля, студенты дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» проходили практику в Республике Башкортостан, Республике Татарстан и Ямало-Ненецком автономном округе.
Первый опыт выезда студентов-дефектологов в регионы был реализован в 2023 году при поддержке Министерства просвещения РФ, региональных органов исполнительной власти и Межрегионального Союза дефектологов, получив положительный отклик. В 2024 году проект продолжился. Соорганизатором выездных мероприятий выступил Институт коррекционной педагогики, взаимодействующий с субъектами РФ по вопросам подготовки высококвалифицированных кадров системы специального образования.
Базовыми организациями от регионов в 2024 году выступили:
- ГБОУ «Набережночелнинская школа №88 для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Набережные Челны, Республика Татарстан
- МБДОУ «Детский сад № 101 комбинированного вида», г. Казань, Республика Татарстан
- МБДОУ «Детский сад №221 компенсирующего вида», г. Казань, Республика Татарстан
- МБДОУ «Детский сад №63» г.Казань «Солнышко», г. Казань, Республика Татарстан
- МАДОУ «Детский сад «Дельфин», г. Муравленко, Ямало-ненецкий автономный округ
- МАОУ «СОШ №4 г. Муравленко», г. Муравленко, Ямало-ненецкий автономный округ
- МДОУ «Детский сад «Родничок» г.Надыма», г. Надым, Ямало-ненецкий автономный округ
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Тарко-Сале, Ямало-ненецкий автономный округ
- ГБОУ «Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Уфа, Республика Башкортостан
В ходе практики студенты познакомились с особенностями региональной системы сопровождения и обучения детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, переняли опыт работы педагогов-наставников.
«Студенты показали высокий уровень знаний, они замотивированы, увлечены будущей профессией. Это достойно восхищения. На практике студенты сопровождали уроки, проводили под руководством опытных педагогов занятия. Они быстро находят контакт с детьми и умеют заинтересовать детей», – поделился своими впечатлениями директор ГБОУ «Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Айрат Маратович Габдрахманов.
В течение всего периода практики студенты МПГУ проводили коррекционно-развивающие занятия для детей как под руководством более опытных коллег, так и самостоятельно, знакомились с документацией, авторскими методиками, помогали в организации режимных моментов и участвовали в мероприятиях, адресованных детям и их родителям, давали интервью для медиа.
«У нас состоялась встреча с представителями Министерства образования и директорами школ, в которых мы проходили практику, где мы делились впечатлениями после прохождения выездной практики и подводили ее итоги. Мы также приняли участие в работе круглого стола «Научные и прикладные аспекты организации образования детей с расстройствами аутистического спектра» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Помимо уроков мы посетили награждение в конкурсе «Абилимпикс». Ученики школы №138 заняли все призовые места в компетенции «Медицинский и лабораторный анализ», – рассказала в интервью будущий сурдопедагог Наталья Макарова.
Кроме того, проведение выездной практики позволило студентам ознакомиться с особенностями работы в условиях малых городов и поселков, узнать особенности каждого региона.
«Нам предоставилась возможность посетить концерт X Общественной премии Римы Баталовой «Молодость нации». Рима Баталова – легенда российского и мирового паралимпийского спорта, многократная Паралимпийская чемпионка и чемпионка Мира по легкой атлетике. Премия посвящена награждению паралимпийских спортсменов в 7 номинациях: «Воспитать чемпиона», «Спорт без границ», «Прорыв года», «Надежда паралимпийского спорта», «Секрет победы», «Открытый взгляд», «По зову сердца», – отмечают студенты, посетившие Республику Башкортостан.
Прохождение практики в регионах страны позволяет студентам не только перенять опыт педагогической деятельности в местных образовательных учреждениях, но и предоставляет уникальную возможность познакомиться с культурой региона.
«Очень интересно наблюдать, как работают специалисты. Нам удалось побывать еще и в другом детском саду города, с восторгом смотрели. Мы посетили детский сад и интернат, где обучаются ханты. Очень благодарны нашей заведующей, которая помогает реализовывать внеурочные мероприятия. В свободное время мы успели посетить экскурсию по культурно-оздоровительному центру, сходить в краеведческий музей, попасть на мастер-класс по созданию этнической игрушки», – отметила будущий логопед Валентина Алфимова.
Организация практической работы в регионах имеет большое значение для подготовки педагогических кадров в области коррекционного образования: она помогает студентам получить необходимый опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями и/или инвалидностью, расширить и укрепить профессиональные связи и сохранить сотрудничество между вузом и школой в актуальных и современных форматах взаимодействия.