18–19 апреля 2024 года в Екатеринбурге прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, с сенсорными и бисенсорными дефектами». Организаторы мероприятия – региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области ГБОУ Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»; ГБОУ Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
Цель Конференции – обобщение и представление на межрегиональном уровне опыта практической и научно-исследовательской работы по вопросам изучения, диагностики, образования, психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, сенсорными и бисенсорными нарушениями.
В мероприятии приняли участие руководители и педагогические работники образовательных организаций, специалисты центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, представители научно-исследовательского сообщества, а также представители родительских объединений и НКО.
Работа Конференции 18 апреля включала пленарную часть и секционные заседания с участием ведущих экспертов в сфере обучения и реабилитации детей с тяжелыми множественным нарушениями развития, сенсорными и бисенсорными нарушениями. Мероприятия прошли в онлайн-формате.
В рамках пленарного заседания выступила А.В. Закрепина, заведующая лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., член-корреспондент РАО с докладом «Актуальные смыслы особых образовательных потребностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития». В своем сообщении Алла Васильевна уделила особое внимание психологическим особенностям детей с ТМНР и педагогическим условиям реализации их особых образовательных потребностей. Она отметила дидактически значимые решения для образования детей с ТМНР, включая разработку программно-методического обеспечения процесса обучения, а также повышение качества подготовки педагогических кадров, обладающих профессиональной компетентностью и профессионально-личностными качествами для эффективной работы с детьми с ТМРН в современных условиях образования. Пленарный доклад «Профессиональная поддержка педагогов, работающих с детьми со сложными сенсорными нарушениями и множественными нарушениями развития» также представила М.В. Переверзева, к. пед. наук, ст.н.с. лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Марина Викторовна рассказала о методических разработках Института коррекционной педагогики, посвященных вопросам образования детей со сложными сенсорными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В работе секции «Научно-методические и практические вопросы реализации образовательных потребностей обучающихся с нарушениями интеллекта в структуре тяжелых множественных нарушений развития» приняла участие Е.А. Кремнева, научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями с докладом «Новый ракурс коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями, ТМНР». Елена Анатольевна описала особенности поэтапной работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями по формированию социально-коммуникативных умений со взрослыми и сверстниками, рассказала о специальных приемах обучения детей данной категории коммуникации со сверстниками в разных игровых ситуациях.