21 марта 2024 года на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» проходила I Всероссийская научно-практическая конференция «Эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка: путь к диалогу». Мероприятие организовано Институтом коррекционной педагогики и АНО «Центр развития метода ДИР Флортайм-диалог». Конференция проводилась в дистанционном формате с использованием онлайн-платформы.
Цель мероприятия ‒ создание пространства для диалога специалистов, использующих в своей профессиональной деятельности технологии и методы DIRFloortime, эмоционально-смыслового подхода, RDI, сенсорной интеграции и других научно-практических подходов, основанных на психологии развития.
Участниками конференции стали психологи, нейропсихологи, логопеды, дефектологи, специалисты ЛФК и АФК, кинезотерапевты, преподаватели высших учебных заведений, руководители и специалисты муниципальных дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, служб ранней помощи, лекотек, представители родительских общественных организаций, социально ориентированных НКО, фондов, добровольческих организаций, родители детей с ОВЗ и/или инвалидностью раннего и дошкольного возраста, всего ‒ 1398 человек.
В ходе встречи участники обсудили вопросы вклада в развитие системы помощи детям с ОВЗ и поддержки их родителей психолого-педагогических подходов, учитывающих закономерности нормального онтогенеза и важность эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка для его развития; обобщили накопленный опыт научной и практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями на основе методов DIRFloortime, эмоционально-смыслового подхода, RDI, сенсорной интеграции и других научно-практических подходов, основанных на психологии развития и обменялись опытом применения научно-методических подходов и методов, основанных на психологии развития.
В рамках работы секций «Теоретические основы эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка» и «Практико-ориентированные разработки в сфере эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка» специалисты по оказанию помощи детям с ОВЗ и их семьям поделились результатами научных исследований и опытом практического применения в работе научно-методических подходов и методов, основанных на психологии развития.
Старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, к.психол.н. Н.В. Романовский в своем выступлении раскрыл основные идеи и положения подхода DIRFloortime, представил психологический портрет русскоязычного специалиста подхода DIRFloortime, составленный по результатам онлайн-опроса.
Главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, д.психол.н., профессор О.С. Никольская рассказала об истории возникновения и основных принципах эмоционально-смыслового подхода к психологической помощи детям с аутизмом.
Заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, д.пед.н. Ю.А. Разенкова в докладе «Научно-методический подход по предупреждению и преодолению трудностей в общении родителей и детей с ОВЗ раннего возраста» подчеркнула важность эмоционально-личностного взаимодействия ребенка с ОВЗ с родителями и коммуникативной компетентности родителей. По словам Юлии Анатольевны, базовым условием предупреждения и преодоления трудности в общении детей с ОВЗ является психолого-педагогическая работа, ориентированная на семью и направленная на перестройку коммуникативного поведения взрослого при общении с ребенком. Ю.А. Разенкова рассказала об исследовании, результаты которого позволили сформулировать варианты трудностей в развитии общения ребенка с ОВЗ и разработать положения научно-методического подхода, направленного на коррекцию коммуникативного поведения ухаживающего взрослого.
Ю.П. Снежко, психолог, сертифицированный консультант подхода RDI, основатель онлайн школы для родителей «Код доступа» в докладе «Особенности взаимодействия с ребенком с РАС в подходе RDI» акцентировала внимание слушателей на важности формирования динамического интеллекта у детей с РАС для их успешной адаптации к жизни и методах его развития через динамическое взаимодействие сначала с близкими, а затем с другими людьми. Юлия Петровна подчеркнула важность коммуникативного поведения родителей и баланс участия в общении взрослого и ребенка.
В докладе «Денверская модель раннего вмешательства для детей с РАС: теоретические основы и научные исследования» Л. Толкачев, издатель и администратор курсов по Денверской модели раннего вмешательства (г. Лимассол, Кипр) рассказал о различных подходах к поведенческой терапии детей с РАС, эмоциональном поведенческом вмешательстве (EDSM) как инструменте Денверской модели, особенностях и научных исследованиях, подтверждающих эффективность данной модели.
Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, к.психол.н. И.Д. Антонова представила доклад «Индивидуальные игровые занятия в русле эмоционально-смыслового подхода к коррекции расстройств аутистического спектра», в котором осветила вопросы значения игры и ее возможностей в коррекционной помощи детям с РАС и поделилась опытом практического применения игровых приемов в процессе коррекционных занятий.
Н.С. Гращенкова, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, в своем сообщении рассказала о возможностях эмоционально-смыслового подхода при групповой работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Выступление старшего научного сотрудника лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, к.пед.н. Т.П. Кудриной было посвящено проблеме реализации подхода по предупреждению и преодолению трудностей в общении родителей и детей в работе тифлопедагога с семьей слепого ребенка.
Опыт практического использования моделей DIRFloortime и АВА в работе с детьми с ОВЗ был представлен в докладах «Ранняя помощь ребенку с РАС в модели DIRFloortime, анализ случая в динамике» А.А. Азировой, логопеда, психолога, эксперта-преподавателя подхода DIRFloortime, директора АНО «Флортайм ‒ Диалог» (г. Москва), «Интеграция коррекционных подходов Floortime и АВА» О.Н. Михасько, психолога, эксперта-преподавателя подхода DIRFloortime и специалиста ABA (г. Красноярск), и в сообщении «Реализация принципов Флортайм в коммуникативной группе детей школьного возраста (10-12 лет)» Ю.Б. Прохоровой, специального психолога, специалиста подхода DIRFloortime, директора центра «Ключи» (г. Москва).
Младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП О.П. Суетина рассказала об особенностях адаптации сенсорного материала для групповых занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В завершение встречи были подведены ее итоги, участники обсудили резолюцию конференции и внесли в нее конструктивные предложения.
Полная запись мероприятия доступна по ссылке.