6-7 февраля на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №35» Городского округа «город Якутск» прошли второй и третий дни работы Недели ИКП «Детство равных возможностей» в Республике Саха (Якутия).
6 февраля работа профессионально-экспертной сессии была посвящена организации обследования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью и подходам к проектированию образовательного маршрута для детей различных нозологий. Модерировал сессию К.К. Чичигинаров, директор ГБУ ДПО «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения».
Участники обсудили современные подходы к психолого-педагогическому обследованию ребенка с ОВЗ, актуальные вопросы организации обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями на школьном уровне образования, проектирование дидактической среды, организации инклюзивного образования в школе.
Старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», к.пед.н. Т.Ю. Бутусова в своем докладе представила методику первичного педагогического обследования первоклассника с интеллектуальными нарушениями, авторами которой являются д.пед.н., профессор Е.А. Стребелева, д.пед.н., член-корреспондент РАО А.В. Закрепила и Т.Ю. Бутусова. «Мы даем ребенку определенный объем знаний, но наша главная задача сделать так, чтобы впоследствии ребенок смог воспользоваться ими», − отметила Татьяна Юрьевна. Ознакомиться с представленной методикой можно на сайте Института коррекционной педагогики в разделе «Научно-методические разработки».
О принципах организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве слушателям рассказала старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП», к.психол.н. А.М. Федосеева. Говоря об актуальных векторах развития психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития, Анна Михайловна особенно выделила, что «очень важно чтобы те результаты диагностики, которые получают педагог-психолог, другие специалисты сопровождения, были известны всем педагогам, работающим с ребенком, и являлись основанием для организации специальных условий обучения».
И.А. Костин, д.психол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП» представил вниманию аудитории доклад «Изучение особых образовательных потребностей детей с РАС в процессе школьной адаптации».
В рамках первой половины дня представители МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №35», МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №4», МБДОУ – Детский сад №1 «Звездочка» поделились с участниками встречи своим региональным опытом работы. Также для участников мероприятия прошел мастер-класс А.М. Федосеевой, посвященный психологическому благополучию учителей в условиях инклюзии.
Во вторую половину дня состоялись выездные мероприятия – посещение образовательных организаций, где продолжилось знакомство с региональным опытом Республики Саха (Якутия) по обучению, сопровождению и диагностике детей с ОВЗ, с инвалидностью.
Мероприятия блока «Методическая копилка» 6 февраля прошли в формате экспертного семинара с ответами на вопросы и публичной лекции. Основными спикерами выступили М.М. Либлинг, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП», к.психол.н., которая рассказала о формах организации образования детей с РАС в начальной школе, и Е.Л. Ворошилова, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП», к.пед.н., прочитавшая лекцию на тему «Актуальные вопросы организации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи».
Тема профессионально-экспертной сессии, которая состоялась 7 февраля, стали актуальные вопросы организации обучения и воспитания школьников с ОВЗ, с инвалидностью. Участники обсудили реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), сопровождение семей, организацию воспитательной деятельности и дополнительного образования. Модераторами сессии выступили Л.Н. Прокопьева, заведующая кафедрой АОУ ДПО РС(Я) ИРОиПК, и И.Д. Слепцова, директор МОКУ «Адаптивная школа-интернат №28» городского округа «город Якутск».
Работу второго дня открыл мастер-класс от И.А. Костина на тему «Подростки с РАС: психологическое сопровождение взросления». Далее образовательные организации Республики − МОКУ «Адаптивная школа-интернат №28», МОКУ «Специальная (коррекционная) ООШ № 22 (VII вида)», МБОУ «Покровская СОШ №3 – образовательный центр с УИОП» МР «Хангаласский улус», − рассказали участникам о своем опыте выстраивания работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ФГБНУ «ИКП» Д.А. Карпова представила слушателям интерактивный конструктор адаптированных программ дополнительного образования, разработанный ИКП, и провела краткий обзор работы с ним.
Т.Ю. Бутусова выступила с сообщением «Проектирование программы воспитания: организация коррекционно-педагогической работы в свете реализации ФАООП УО». Завершая свой доклад, Татьяна Юрьевна отметила, что процесс воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями будет иметь положительные результаты, если будет осуществляться в тесном взаимодействии педагогов, семьи, социальных партнеров при решении общепринятых в системе образования задач, если обеспечит удовлетворение особых потребностей каждого ребенка в воспитании социальных, коммуникативных, поведенческих навыков и личностных качеств.
Во второй половине дня была организована дискуссионная площадка «Семья особого ребенка», а также публичная лекция в рамках «Методической копилки» от главного научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», д.пед.н., профессора Е.А. Стребелевой на тему «Теоретические и методические основы консультирования родителей и детей с ОВЗ».
7 февраля члены делегации Института коррекционной педагогики приняли участие в записи телепередачи «Актуальное интервью» на телеканале «Якутия24», вышли в прямой эфир теле-радиопередачи «Якутск сегодня» на телеканале Национальной вещательной компании «Саха» и республиканского радио «Тэтим» (с участием Т.Ю. Бутусовой и И.А. Костина), а также радиопередачи «Тема дня» на ГТРК-Саха (Д.А. Карпова и А.М. Федосеева).
В рамках запланированных мероприятий, представители Института коррекционной педагогики встретились с министром образования Республики Саха (Якутия) Н.А. Соколовой. Встреча была посвящена актуальным вопросам образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью, а также реализации в будущем совместных проектов ИКП и региона.
Завершающие дни работы Недели ИКП в Республике Саха (Якутия) включают в себя обучающие мероприятия блока «Методическая копилка» от ведущих специалистов Института и пройдут 8 и 9 февраля в режиме онлайн.