23 января 2024 года в Москве прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе» в заочном формате. Организатором конференции выступил Институт детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Конференция была посвящена обсуждению существующих проблем, достижений и перспектив развития системы подготовки дефектологических кадров в Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», д.ист.н., академик РАО Алексей Владимирович Лубков.

На пленарном заседании выступила директор Департамента Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская, которая рассказала о направлении государственной политики Российской Федерации в сфере кадрового обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, оказания им психолого-педагогической помощи.

Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», заведующая кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», д.пед.н., член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева посвятила свое выступление проблеме подготовки кадров высшей квалификации в условиях обновленных требований. Она сообщила, что изменились требования, регламентирующие деятельность как диссертационных советов, так и соискателей по научным специальностям 5.3.8. Коррекционная психология и дефектология и 5.8.3. Коррекционная педагогика.

Требования Высшей аттестационной комиссии (ВАК) изменились в части публикаций соискателей: к публикациям приравниваются патенты на изобретения, свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, публикации в периодических научных изданиях, индексируемых в международных базах данных. Общее количество публикаций осталось неизменным (не менее 3 ‒ для кандидатских диссертаций, не менее 15 ‒ для докторских диссертаций), при этом, как отметила Татьяна Александровна, поменялись требования к категории журналов, в которых эти публикации должны быть размещены. С сентября 2023 года для защиты кандидатской диссертации соискатель должен иметь не менее 1 публикации, а для защиты докторской диссертации ‒ не менее 5 публикаций, в периодическом издании, отнесенном к категории К-1 Перечня ВАК. Из 2906 журналов перечня ВАК 24 журнала проиндексированы по научной специальности 5.3.8 Коррекционная психология и дефектология и 30 журналов - по научной специальности 5.8.3. Коррекционная педагогика

Директор Института коррекционной педагогики сообщила о вновь появившейся возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций по научному докладу, отметив, что соискателю следует сознавать, что высокие требования к докладу и к результатам его представления иногда могут серьезно осложнить ситуацию, и выбирать данный способ защиты следует в тех случаях, когда это наиболее целесообразно.

Т.А. Соловьева привлекла внимание участников конференции к изменениям во взглядах научного сообщества на актуальные темы диссертационных исследований. Работа в данном направлении проводилась Российской академией образования совместно с Российской академией наук в 2023 году. Актуальные тематики исследований в области коррекционной педагогики были опубликованы в 52 номере Альманаха коррекционной педагогики. Также Татьяна Александровна рассказала о критериях доказательности диссертационных исследований в сфере наук об образовании (решение Президиума РАО от 23.03.2023) и методических рекомендациях по их применению.

В конце своего выступления Татьяна Александровна проинформировала участников конференции о деятельности Института коррекционной педагогики в рамках реализации программ магистратуры и аспирантуры, а также о возможности прикрепления к ИКП в качестве соискателя ученой степени.

В рамках работы конференции старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», к.психол.н. Ильшат Назифович Нурлыгаянов выступил со-модератором дискуссионной площадки «Формирование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов». Участники площадки в своих докладах отразили богатый и разнообразный опыт подготовки специалистов в области дефектологии в разных регионах Российской Федерации.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52