С 25 по 27 октября 2023 года в Москве проходила VII международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации». Мероприятие было организовано Министерством просвещения РФ и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
С 2011 года конференция является экспертной площадкой для обсуждения актуальных проблем развития инклюзивного образования в России. Основная цель события ‒ обсуждение основных стратегий развития инклюзивного процесса, вопросов обеспечения условий и успешных практик инклюзивного образования, объединение усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного процесса, научное обсуждение теоретических и методологических основ социальной и образовательной инклюзии.
За три дня работы конференция объединила ученых и преподавателей университетов разных регионов России и ближнего зарубежья, руководителей и педагогов образовательных организаций, студентов, аспирантов и исследователей, представителей НКО и общественных организаций, родителей и представителей родительских сообществ.
Программа мероприятия включала торжественное закрытие X Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа ‒ 2023», международные диалоги об инклюзии, панельные дискуссии, тематические и проектные сессии, мастерство инклюзивной образовательной практики, круглый стол по обсуждению текущих итогов реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период до 2030 года.
Пленарное заседание прошло с участием представителей Министерства просвещения Российской Федерации, ООИ «Всероссийского общества инвалидов», РБОО «Центра лечебной педагогики», а также специалистов Московского педагогического государственного университета, Российской академии образования и Института коррекционной педагогики.
Директор ФГБНУ «ИКП», д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева представила сообщение «Системный подход в организации инклюзивного образования». Заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ФГБНУ «ИКП» Дарья Андреевна Карпова в международном диалоге об инклюзии «Диалог об обеспечении инклюзивного образования» рассказала о научно-методическом сопровождении участников образовательных отношений в едином образовательном пространстве.
Заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП», д.пед.н. Юлия Анатольевна Разенкова представила сообщение «Психолого-педагогические технологии коррекции неблагополучия во взаимодействии родителей и детей раннего возраста с ОВЗ как основа для развития ранней помощи и инклюзивного образования». Материалы доклада Ю.А. Разенковой были основаны на анализе опроса родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, проводившегося ИКП в 2021 году в форме Google-опроса. В исследовании приняло участие 92 355 родителей детей из всех регионов Российской Федерации. Результаты проведенного исследования показали, что семьи детей с ОВЗ и инвалидностью переживают 2 типа травмирующих ситуаций. Первые связаны с собственным травматическим переживанием родителей, обусловленным рождением и воспитанием ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью, а вторые ‒ связаны со сложностями, с которыми сталкивается сам ребенок. Выявленные субъективные трудности и их значимость для семей меняются по мере взросления ребенка. Юлия Анатольевна подчеркнула, что научное представление о структуре, содержании и трансформации трудностей семьи по мере роста и развития ребенка является основой для планирования и оказания индивидуализированной и своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье.
Заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП», д.пед.н., доцент Татьяна Вячеславна Николаева и младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП» Елизавета Александровна Баудэ выступили с докладом «Сурдопедагогическая помощь дошкольнику с кохлеарными имплантами в группе общеразвивающей направленности», в котором рассмотрели актуальную проблему, какому ребенку с кохлеарными имплантами и на каком этапе реабилитации рекомендуется воспитание и обучение в инклюзивной среде. Также в выступлении Т.В. Николаевой и Е.А. Баудэ были раскрыты содержание и направления сурдопедагогического сопровождения дошкольников с кохлеарными имплантами в группе общеразвивающей направленности.
Ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, д.пед.н., член-корреспондент РАО Светлана Борисовна Лазуренко выступила на пленарном заседании с докладом «Инклюзивное образование в условиях социальной трансформации современного общества», а также стала модератором панельной дискуссии «Научный взгляд на инклюзию в образовании». Светлана Борисовна охарактеризовала модели инклюзии и структуру образовательных организаций для детей с ОВЗ и инвалидностью, рассмотрела показатели социальной трансформации, осветила вопросы организации обучения детей-инвалидов в ДДИ, образования детей, находящихся на длительном лечении, междисциплинарного подхода в подготовке кадров. С.Б. Лазуренко рассмотрела направления научных исследований в области инклюзивного образования, которые определяют необходимость концентрации профессиональных усилий на разработке актуальных тематик: создание научно-обоснованной комплексной модели психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе непрерывного образования, разработка технологий обучения, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в условиях инклюзивного образования, диверсификация содержания образования всех уровней с целью удовлетворения особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся, утверждение критериев и методик оценки всех компонентов и результатов общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.
Старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», к.пед.н., доцент Елена Анатольевна Шилова представила вниманию аудитории доклад «Профессиональная подготовка дефектологов для обеспечения условий инклюзивного образования детей с ОВЗ». В своем выступлении она раскрыла целевую, содержательную и технологическую составляющие профессиональной подготовки дефектологов, обеспечивающие условия инклюзивного образования детей с ОВЗ, конкретизировала компоненты профессиональной компетентности выпускника (информационно-коммуникационный, социально-правовой, специальный (дефектологический), персональный, ауто-, экстремальный), являющиеся ориентирами содержания его профессионального обучения. Елена Анатольевна представила образовательную технологию, позволяющую формировать у студентов умение проектировать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП» Анна Владимировна Павлова представила сообщение «Трудные жизненные ситуации в семьях детей с ОВЗ, психологическая практика помощи».