В последнее воскресенье сентября ежегодно отмечается Международный день глухих ежегодно отмечается в последнее воскресенье сентября,завершая Международную неделю глухих. Он был учрежден в 1951 году в честь создания Всемирной федерации глухих. Цель дня – привлечение внимания и повышение информированности международного сообщества к проблемам, с которыми сталкиваются люди с глухотой. В 2023 году Международный день глухих приходится на 24 сентября.
В России проживает более 13 миллионов людей с нарушениями слуха, в том числе более 1 миллиона – дети. Поддержкой людей, имеющих нарушенный слух, в нашей стране с 1926 года занимается Всероссийское общество глухих, которое объединяет более 100 тысяч участников и включает в себяболее 800 местных отделений на всей территории Российской Федерации. Общество ставит своей целью защиту законных прав и интересов граждан с нарушениями слуха, их социальную реабилитацию и интеграцию в общество.
В Международный день глухих Всемирная федерация глухих рекомендует ипризывает все ассоциации глухих кпроведению кампаний попривлечению внимания политиков, властей, СМИ иобщественности кпроблемам людей снедостатками слуха. В нашей стране к этойдате уже традиционно приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий в разных российских городах.
Институт коррекционной педагогики с момента своего основания оказываетметодическую, диагностическую, психолого-педагогическую и консультационную помощь семьям, воспитывающим детей с нарушенным слухом. Особая поддержка в воспитании малыша может потребоваться глухим и слабослышащим родителям. Научным сотрудником ИКП О.Н. Липатовой разработано методическое пособие «Организация обучения и воспитания детей раннего возраста в семьях глухих родителей», в котором простым, доступным дляпонимания родителями с нарушенным слухом языкомдаются ответы на основныевопросы по организации маршрута коррекционной помощи в случае подозрения на снижение слуха у ребенка. В содержании пособия описан алгоритм действийродителей по подбору индивидуальных слуховых аппаратов для ребенка, представлена организация коррекционно-развивающей среды в пространстве дома ивне его. Предложен алгоритм взаимодействия близкихвзрослых с ребенком в режимные моменты при использовании иллюстраций, даны примеры речевого словаря. В пособии использованы элементы инфографикирисунки по организации коррекционной помощи, что может стать вспомогательным инструментом к пониманию неслышащими родителями представленного в пособии материала.
Методическое пособие адресовано в первую очередь неслышащим родителям детей с подозрением наснижение слуха, но может быть использовано и слышащими родителями, сурдопедагогам. Оно также можетбыть использовано при обучении студентов дефектологических факультетов вузов.
Пособие опубликовано на сайте Института в разделе «Научно-методические разработки»: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-obucheniya-i-vospitaniya-detej-rannego-vozrasta-v-semyah-gluhih-roditelej_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf