31 мая 2023 года в Москве на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» состоялась научно-практическая конференция с международным участием, посвященная проблемам поддержки и сопровождения современной семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организатором конференции выступила кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Цель конференции - обмен научным и практическим опытом в области оказания психологической помощи и реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе конференции приняли участие сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП»: Разенкова Ю.А., д.п.н., заведующий лабораторией; Айвазян Е.Б., к.психол.н., старший научный сотрудник; Кудрина Т.П., к.п.н., старший научный сотрудник; Одинокова Г.Ю., к.п.н., старший научный сотрудник; Романовский Н.В., к.психол.н., старший научный сотрудник; Павлова А.В., научный сотрудник; Кузнецова М.С., научный сотрудник. В своем выступлени на пленарном заседании Ю.А. Разенкова, д.п.н., проанализировала результаты научного эксперимента, проведенного в ИКП, по изучению взаимодействия и общения близкого взрослого и ребенка первых трех лет жизни с ОВЗ, которые составили основу научно-методического подхода по предупреждению и преодолению неблагополучия в общении пары «мать-ребенок с ОВЗ». Доклады сотрудников лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП» были представлены в рамках работы секции №1 «Комплексная помощь семье ребенка с нарушениями развития в первые годы жизни». Е.Б.Айвазян, к психол.н., рассмотрела идеи Л.С. Выготского, важные для изучения раннего психического развития слепого ребенка. Сообщение Т.П.Кудриной, к.п.н., было посвящено систематизации научных данных по изучению эффективности ранней помощи семьям слепых детей первых лет жизни. Выступление Н.В. Романовского, к.психол.н., «Модель комплексной ранней коррекционной помощи детям с ментальными нарушениями развития на основе DIRFLoortime» содержало результаты апробации подхода С. Гринспена на выборке отечественных семей с детьми раннего возраста и полученным результатам. Реализация принципа семейно-ориентированной ранней помощи в дистанционных форматах консультирования семей с детьми младенческого и раннего возраста была предметом обсуждения в докладе Г.Ю. Одиноковой, к.п.н., и А.В. Павловой. Вопросы взаимодействия специалистов и родителей на этапе диагностики особенностей развития ребенка раннего возраста в семейно-центрированном подходе стали основой обсуждения в рамках доклада М.С.Кузнецовой, научного сотрудника. В работе конференции в очном формате приняли участие 50 специалистов, преподавателей вузов и студентов, в дистанционном формате в работе конференции участвовали более 400 специалистов со всей страны.