Представители Институт коррекционной педагогики приняли участие в работе II Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии». Организаторами мероприятия, проходившего в рамках Петербургского международного образовательного форума, стали Минпросвешения России, РГПУ им. А.И. Герцена, Общественный совет базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.
Конференция направлена на формирование единого концептуального пространства отечественной дефектологической науки, обсуждение и анализ достижений и перспектив ее развития, укрепление профессиональных контактов ученых-дефектологов и практиков, работающих с лицами с ОВЗ в различных регионах России и за рубежом.
Участниками чтений стали представители 100 городов и населенных пунктов из 44 российских регионов, более 2300 специалистов участвовали в работе в дистанционном формате.
В ходе пленарного заседания директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева выступила с докладом на тему подготовки дефектологических кадров. Она акцентировала внимание на основные направления подготовки, отметив важность сохранения традиций и качества подготовки специалистов-дефектологов в ведущих вузах страны. Т.А. Соловьева отметила, что число коррекционных школ не сокращается, количество учеников растет, а родители детей с ОВЗ испытывают проблемы при выборе учебного заведения. Она обратила внимание на характеристики вакансий учителей-дефектологов, на проблемы, которые стоят перед образовательными организациями, формулирующими кадровый запрос. Директор ИКП рассказала о проекте профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», о деятельности сотрудничающих с ИКП региональных рабочих групп, о возможностях института в подготовке научно-педагогических кадров, о конкурсных мероприятиях для молодых педагогов и исследователей. Т.А. Соловьева предложила создать постоянно действующую профильную научно-профессиональную сеть при ИКП, призвав проводить ежегодный мониторинг научно-преподавательской деятельности ее участников.
На чтениях также выступили доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО Светлана Борисовна Лазуренко с докладом «Приоритетные направления деятельности академического и научного сообщества в совершенствовании системы образования детей с ОВЗ», доктор педагогических наук, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха Татьяна Вячеславна Николаева с сообщением «Актуальные вопросы сурдопедагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха». Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, зав. лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Алла Васильевна Закрепина рассказала о дискуссионных вопросах ФАОП, а младший научный сотрудник института Софья Леонидовна Антонова выступила с сообщением «Состояние использования ИКТ в обучении слабовидящих младших школьников, осваивающих АООП в школах для слепых и слабовидящих: проблемы и перспективы».