3 марта состоялись финальные мероприятия программы Недели Института коррекционной педагогики в Ямало-Ненецком АО «Детство равных возможностей». Этот день был посвящен знакомству с региональным опытом. Делегация ИКП также посетила образовательные учреждения региона - МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» и ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», где ознакомилась с особенностями сопровождения детей дошкольного возраста, а также с организацией профессионального обучения лиц с ОВЗ.
Основные встречи и профессиональный диалог прошли на площадке ГАУ ЯНАО «Региональный институт развития образования». Там состоялся круглый стол «Актуальные вопросы развития системы образования обучающихся с ОВЗ в Ямало-ненецком автономном округе».
Директор Центра, исполнительный директор Союза дефектологов, член Совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Георгий Валерьевич Крюков рассказал о перспективах развития системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в регионе. В частности, он отметил важность выработки индивидуальных маршрутов в новых условиях, когда в образовательном учреждении, в инклюзивном классе оказываются дети с ОВЗ разных нозологических групп. «Здесь регион может использовать исторически сложившуюся практику образования таких детей в силу географической и количественной характеристик школьных учреждений», - сказал он.
Затем главврач ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьский психоневрологический диспансер» Александр Николаевич Кетов рассказал об опыте работы Центра патологии речи. Он презентовал сюжет об организации комплексной работы по реабилитации детей, рассказал о необходимости тесного взаимодействия медицинских и образовательных структур, о сетевых проектах и сотрудничестве с ДОУ по детям с ОВЗ. А.Н. Кетов проинформировал аудиторию о реабилитационных программах, организации пространства и пр. Состоялась оживленная дискуссия о методах диагностики, терапии, специфике применения разных методик.
Замдиректора Средней общеобразовательной школы №1 г. Салехарда Оксана Дмитриевна Дорошенко познакомила участников круглого стола с опытом организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе. Она сделала особый акцент на специфику организации образовательного процесса, работу с «надомниками», продемонстрировала видеофрагменты проведения занятий с детьми с ОВЗ, а также рассказала о работе с родителями. О.Д. Дорошенко также обрисовала основные проблемы, в том числе трудности с кадрами для работы с детьми с умственной отсталостью.
Директор новоуренгойского МАДОУ «Детский сад «Виниклюзия» Елена Талан рассказала об опыте этого уникального заведения. Концепция сада с самого начала предполагала наличие детей с разным физическим, психическим состоянием, что и было учтено в конструкции здания и помещений. «Наш сад представляет собой гибрид детского сада полного дня, центра комплексной помощи, в который входят ресурсный центр, консультативный центр, группы кратковременного пребывания и центр ранней помощи. В д/с есть 12 помещений для проведения практических занятий – от спортивных до занятий с природными материалами. Елена Талан рассказала о консультативном взаимодействии с разными организациями, о подготовке педагогов, о создании современной информационной среды, необходимой для развития учреждения.
В завершение работы круглого стола замдиректора МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования г. Ноябрьска Тамара Леонидовна Шафран рассказала о практике социальной адаптации учащихся с ОВЗ. Она рассказала о результатах реализации проекта «Доброшкола» и организации профессиональной подготовки детей с нарушениями нервной системы. Подводя итоги, участники круглого стола выразили надежду на самое тесное и широкое взаимодействие по всем ключевым направлениям сотрудничества между ЯНАО и ИКП.
Читать о событии на salekhard.online