Во второй день «Недели ИКП в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» состоялось открытие Стратегической сессии на площадке Набережночелнинского государственного педагогического университета. Она проходила в формате круглого стола «Проблемы и перспективы развития системы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья».
Открывая работу сессии, ректор НГПУ Альфинур Галиакберова отметила, что «в Республике Татарстан сложилась уникальная система образования обучающихся с ОВЗ». Она охватывает все ступени, начиная с дошкольных учреждений, а Набережночелнинский университет играет большую роль как в подготовке кадров, так и в организации и проведении научно-исследовательского и методического сопровождения специализированных проектов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Ректор НГПУ отметила, в частности, достижения института в разработке форм дистанционного и виртуального образования.
Заместитель начальника Управления образования Исполкома г. Набережные Челны Наркиз Кашапов рассказал о работе с детьми с ОВЗ, которая проводится в дошкольных образовательных учреждениях, а также школах города. В свою очередь директор ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия» Наталья Ермолаева отметила, что в своей работе специалисты всегда ориентируются на материалы, которые разрабатывает ИКП, и используют достижения научного коллектива в повседневной работе.
Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность Минобрнауки РТ за возможность «очного разговора» с педагогами, научными сотрудниками региона. Она обратила внимание участников на то, что ИКП, будучи научным учреждением, имеет традиционные многолетние рабочие связи с ведущими вузами страны, а также осуществляет реализацию образовательных программ. Т.А. Соловьева отметила, что в 2022 году институт завершил работу над профессиональным стандартом «педагог-дефектолог». Далее она подробно остановилась на специфике функционала такого педагога в части реализации образовательных программ, сделав особый акцент на роль педагогических вузов в подготовке специалистов соответствующего уровня и компетенций.
В ходе стратегической сессии ее участники заслушали и обсудили ряд выступлений. Большой интерес вызвал доклад доцента кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования НГПУ Альбины Ганиевой «Взаимодействие школы и вуза - необходимое условие повышения качества специального дефектологического образования». Она рассказала о совместных проектах НГПУ со школами и специализированными центрами города, в том числе проекте «Тьютор», проведении учебных практик студентов на базе коррекционных школ, мастер-классах,
Зав. кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования НГПУ Ирина Захарова представила совместную разработку по теме формирования у будущих педагогов компетенций, связанных с сопровождением обучающихся с ОВЗ. Главная цель исследования – проектирование модели программного приложения «Цифровой симулятор педагогической деятельности». Ирина Захарова ознакомила участников сессии с основными элементами проекта и продемонстрировала возможности разработанных модулей. По итогам доклада состоялась оживленная дискуссия, связанная с вариативностью и спецификой разработки данного продукта.
Участники круглого стола также обсудили вопросы взаимоотношений образовательных учреждений и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, важность системного подхода в реализации общих требований, выстраивания партнерских отношений с родительскими организациями, необходимых для выстраивания единого образовательного пространства. Зав. лабораториейобразования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП Мария Михайловна Либлинг обратила также внимание на необходимость единых подходов в понимании «ресурсных классов» и подготовку дошкольников к адаптации в школе.
Далее участники «круглого стола» посетили ряд образовательных учреждений НабережныхЧелнов, в том числе школу «Омет» №86 и школу №88 для детей с ОВЗ, а также школу №68, где ознакомились с региональным опытом обучения и сопровождения детей с ОВЗ.
Напомним, что Неделя Института коррекционной педагогики в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» начала свою работу вчера, 13 февраля. В ходе первого дня Недели было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки РТ и ИКП.