9 февраля отмечает свой юбилей известный педагог и методист, дефектолог, доктор педагогических наук, профессор Валентина Васильевна Воронкова.
Валентина Васильевна родилась в Москве, с отличием окончила в 1960 году дефектологический факультет МГПИ им. Ленина по специальности «дефектология, русский язык и литература». И затем начался ее многолетний и очень плодотворный путь в дефектологии.
Ее становление как ученого, исследователя, олигофренопедагога проходило в стенах НИИ Дефектологии АПН СССР, в котором она проработала почти четверть века. Это стало возможным благодаря таким педагогам как Татьяна Всеволодовна Власова, Кирилл Георгиевич Коровин, Вера Георгиевна Петрова. В течение 12 лет Валентина Васильевна заведовала в институте лабораторией обучения и воспитания умственно отсталых школьников.
В.В. Воронкова является одним из основоположников отечественной школы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, ею создана система обучения русскому языку для школ VIII вида. Она была участником и возглавляла временные научные коллективы по разработке программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида, проектов стандартов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Работая в области специальной (коррекционной) педагогики, Валентина Васильевна была организатором и участником восьми педагогических чтений и научных сессий по дефектологии, участником трёх Международных конференций (в гг. Москве, Берлине, Халле), организовывала Всесоюзные курсы повышения квалификации при АПН СССР, читала лекции по проблеме на дефектологических факультетах педагогических институтов всех союзных республик.
Много лет она являлась преподавателем МГЗПИ, работала в должности зам. директора по учебной и научной работе Учебно-методического центра по проблеме опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство». В настоящее время возглавляет одну из трех научных школ Академии социального управления (АСОУ) по ключевым вопросам педагогики и системы образования.
Под ее руководством подготовлены более 20 кандидатских и 3 докторских диссертаций по дефектологическим проблемам. Валентина Васильевна является автором около 200 научных работ - статей, методических рекомендаций, пособий, учебников, монографий, руководитель и автор учебных программ для школ, учебных пособий для вузов, программ повышения квалификации и переподготовки педагогов по дефектологическим специальностям.