12-13 декабря 2022 г. научные сотрудники Института коррекционной педагогики приняли участие в Международном форуме «Актуальные проблемы науки и образования», посвященном 300-летию Российской академии наук. Мероприятие проходило в г. Екатеринбурге на базе ФГБОУ «Уральский педагогический университет» в онлайн-формате.
В работе форума приняли участие руководители, администрация, специалисты образовательных организаций из разных регионов РФ, научные сотрудники, преподаватели, магистры, студенты.
На конференции затрагивались следующие вопросы: инновации в школьном естественнонаучном образовании, арт-педагогические технологии и художественное образование, эффективные стратегии преподавания химии, биологии, литературы, физической культуры и др. предметов в современной школе, проблемы и перспективы специального и инклюзивного образования.
На пленарном заседании с докладом на тему «От тенденции в понимании «умственная отсталость» к реалиям дидактики специального образования» выступила Алла Васильевна Закрепина, д.п.н., член-корр. РАО, заведующая лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Она представила современный взгляд на понимание диагноза «умственная отсталость» и его ракурс в контексте целей и задач дидактики специального образования; обратила внимание на педагогические условия и роль информационно-образовательных средств в обучении детей с интеллектуальными нарушениями; обозначила актуальные вопросы для дискуссии в практике образования обучающихся изучаемой категории с акцентом на дифференцированный, индивидуальный и уровневый подходы к обучению.
На заседании секции «Проблемы и перспективы развития специального и инклюзивного образования» выступили:
Елена Александровна Кинаш, к.п.н., доцент, ст.научный сотрудник ИКП с докладом «Актуальные вопросы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии», в котором сообщила о цели и задачах инклюзивного обучения; специальных условиях психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях совместного обучения; были освещены риски обучения школьников с умственной отсталостью в инклюзии и обозначены актуальные вопросы в практике инклюзивного образования обучающихся данной категории;
Светлана Валентиновна Волкова, к.п.н., ст.науч.сотрудник ИКП - с докладом «Возможности средств специального образования в практике детской реабилитации». В докладе обсуждалась актуальная проблема, сложившаяся в сфере комплексной помощи сопровождения развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вопрос носит междисциплинарный характер и охватывает системы современного образования, здравоохранения и социальной поддержки населения. В докладе были раскрыты возможности средств специального образования в практике детской реабилитации, основные трудности в обеспечении преемственности и согласованности межведомственного взаимодействия специалистов здравоохранения и образования при разработке образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итогом форума явились научно обоснованные задачи современного образования обучающихся (возрастного норматива и школьников с ОВЗ и инвалидностью), трансляция наиболее успешного педагогического опыта обучения и воспитания обучающихся различных категорий