В г. Тверь состоялись мероприятия второго дня региональной Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей». Они проходили в формате профессионально-экспертных сессий на базе ГБОУ ДПО Тверской институт усовершенствования учителей и Информационно-библиотечного центра ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет». Научные сотрудники ИКП РАО также посетили образовательные учреждения Твери для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
На сессии 1 «Актуальные вопросы консультирования семей и сопровождение деятельности ППМС-центров» рассматривались особенности реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители Тверского областного центра ППМС рассказали об итогах и специфике психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, а также решении существующих проблем в обеспечении обследования в отдаленных районах региона. Заведующая ГБДОУ Детский сад №138 г.Тверь Е.В. Ратникова поделилась ценным опытом организации сетевой консультационной помощи на основе КЦ «Остров детства».
Затем с докладом на тему «Потребности и ресурсы современной семьи ребенка с ОВЗ как основа для развития деятельности ППМС-центров» выступила зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО Юлия Анатольевна Разенкова, а сотрудник лаборатории А.В. Павлова рассказала об опыте Института в дистанционном консультировании семьи ребенка с ОВЗ. Аудитория получила системный анализ организационных, материальных, кадровых, индивидуально-психологических проблем, решение которых является необходимым элементом выстраивания системы ранней помощи в регионе, а также подробно разработанную модель дистанционного консультировании.
Руководитель Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко М.А. Тимофеев рассказал о возможностях портала «Растим детей», а также о намеченном обновлении наполнения и сервисов ресурса.
В ходе работы сессии 2 «Инновации в организации деятельности ПМПК» ее участники обсудили обновленные форматы проведения психолого-педагогических консилиумов, а также методики в области дистанционного обучения. Так, специалисты Тверской области продемонстрировали достижения в проведении обследования детей-инвалидов на ПМПК в дистанционном онлайн-режиме и информационно-просветительскую и методическую деятельность ЦПМПК. Заместитель директора ИКП РАО Д.А. Карпова рассказала о сопровождении специалистов, осуществляющих диагностику и консультирование обучающихся с ОВЗ, в том числе о новых формах консультирования, разработанных в 2021 году в ИКП РАО. Выступление зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович было посвящено подходам к организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК.
Зав. лабораторией абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями слуха ИКП РАО Т.В. Николаева представила результаты психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха. Старший научный сотрудник лаборатории абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями речи ИКП РАО Т.В Кошечкина выступила с сообщением на тему «Стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей». А ученый секретарь, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития института Е.А Кочетова в своем выступлении осветила вопросы методического сопровождения процесса обучения детей с ОВЗ в дистанционном формате.
Особый интерес педагогического сообщества региона вызвала сессия 3 «Актуальные вопросы воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями». В центре внимания были следующие вопросы: современные подходы к вопросам организации обучения и воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями на дошкольном и школьном уровнях образования, проектирование дидактической среды, вопросы сопровождения специалистов, работающих с данной категорией обучающихся, организация инклюзивного образования и допрофессионального обучения.
Все они были отражены в выступлениях ученых лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП РАО - «Современные проблемы диагностики детско-родительских отношений и коррекционной педагогической работы с семьей, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью» главного научного сотрудника Елены Антоновны Стребелевой и ведущего научного сотрудника Галины Александровны Мишиной, «Методическая поддержка педагога-дефектолога в дошкольном образовании детей с интеллектуальными нарушениями» заведующей лабораторией, члена-корреспондента РАО Аллы Васильевны Закрепиной, «Проектирование дидактической среды детей с ОВЗ» старшего научного сотрудника Ларисы Васильевны Прониной, «Психолого-педагогические условия инклюзивного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями» старшего научного сотрудника Елены Александровны Кинаш, «Новые ориентиры в допрофессиональном обучении детей с интеллектуальными нарушениями» старшего научного сотрудника Татьяны Юрьевны Бутусовой.
Сессия 4 проходила в Информационно-библиотечном центре ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет». Она была посвящена непрерывному образованию педагогов в условиях инклюзии. Ее участники обсудили вопросы совершенствования профессионального мастерства специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью в условиях инклюзивного образования, инструменты диагностики и подходы к организации сопровождения, обменялись накопленным опытом.
Директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки ИнНО ТвГУ Елена Шестакова и старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Екатерина Шевченко рассказали о проблемах в подготовке специалистов по тифло- и сурдопедагогике и поиске решений, о достижениях в подготовке по специальностям «учитель-логопед» и «учитель-дефектолог», в том числе умеющих работать с детьми с РАС, о необходимости работать над вопросами человеческой и профессиональной готовности педагогов для работы с особыми детьми.
И.о. заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии ТвГУ Анна Бысюк описала практику формирования психологической готовности педагогов образовательных организаций к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Она также ознакомила участников сессии с результатами профильного исследования, проведенного в регионе среди учителей общеобразовательных школ.
А зам. директора по учебной работе многопрофильной гимназии №12 г. Твери Анна Евдокимова и учитель-логопед ГКУ Центра ППМС-помощи Светлана Белова рассказали об опыте сопровождения обучающихся с ТНР в условиях инклюзивной образовательной практики – разработке программ, специальных компьютерных продуктов. Все выступления сопровождались оживленным и заинтересованным обсуждением со стороны зала.
Затем состоялись выступления представителей ИКП РАО. Директор Института Татьяна Александровна Соловьева дала мастер-класс «Экспресс-диагностика для педагогов начального образования в рамках школьного консилиума», где продемонстрировала пример комплекса заданий, позволяющих такую диагностику провести. Данная методика, отметила она, позволяет сделать первые предположения о подходах к налаживанию коммуникации педагога с ребенком, необходимом объеме внешней помощи обучающемуся с ОВЗ, его готовности действовать самостоятельно, сохраняя или, напротив, сворачивая собственную речевую и поведенческую активность. Также она помогает понять уровень его умения обратиться за помощью к взрослому, способности к пониманию речи и действий собеседника, к построению продуктивных речевых высказываний, к включению собственного жизненного опыта в процесс коммуникации, к построению межличностных взаимодействий, способствующих углублению взаимопонимания в процессе общения, к присвоению способов учебной деятельности, применению присвоенных алгоритмов при решении познавательных задач.
Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО Е.Л. Ворошилова рассмотрела проблему персонификации дополнительного образования специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи, представив разработанные ее лабораторией специальные модели и алгоритмы.
В выступлении зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП РАО М.М. Либлинг рассказала об инновационных разработках института в области диагностики и организации образования детей с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание она уделила комплексу диагностических инструментов дошкольников с РАС. Кроме того, она высоко оценила программу по психологической подготовке педагогов образовательных организаций к работе с особыми детьми, предложив рассмотреть вопрос разработки дополнительных дистанционных программ в этой сфере.
В завершение второго дня Недели ИКП РАО в Тверской области прошел круглый стол, посвященный проблемам детей с интеллектуальными нарушениями. Его участники – зав.лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП РАО А.В. Закрепина, сотрудники лаборатории Е.А. Кинаш, Т.Ю. Бутусова, Л.В. Пронина, руководители образовательных организаций региона – обсудили вопросы обучения и сопровождения данной категории учащихся.