28 февраля в Уфе начались мероприятия «Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей» в Республике Башкортостан». В первый день они проходили на площадке ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан». Мероприятия проходили в очно-заочном режиме. В зале присутствовали директора коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, представители НКО и родительской общественности.
Делегацию ИКП РАО приветствовал ректор ИРО РБ Азат Вазирович Янгиров, который, поблагодарив руководство и коллектив Института за решение провести Неделю именно в Башкортостане, также выразил надежду на продолжительное перспективное многостороннее сотрудничество между Институтом развития образования Республики Башкортостан и Институтом коррекционной педагогики РАО.
В приветственном слове заместитель министра образования и науки РБ Альфия Закировна Галиева отметила, что в последние годы в регионе проводится большая работа по развитию специального и инклюзивного образования, в том числе в рамках Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование». Из 36 школ данного профиля 16 школ обновили свою инфраструктуру, и на ближайшее время намечены работы еще в нескольких образовательных учреждениях, подчеркнула она.
А.З. Галиева также выразила надежду на самое тесное взаимодействие региона с коллективом Института коррекционной педагогики РАО. «Сотрудничество с ИКП РАО, проведение Недели института будет способствовать усилению работы с обучающимися с ОВЗ, подготовке кадров, а также будет полезно для общественных организаций», отметила заместитель министра.
Затем заведующая отделом образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и молодежной политики РБ Эльвира Ринатовна Кильсенбаева рассказала о развитии и совершенствовании системы развития и инклюзивного образования, отметив большие усилия, которые прикладывает РБ для реализации республиканской Концепции развития инклюзивного образования.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность Министерству просвещения РФ, Министерству образования и науки РБ, всем организаторам мероприятия, подчеркнув масштабную поддержку развитию коррекционного образования и подготовке кадров, которую оказывают органы исполнительной власти региона. После чего она представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидность».
В ходе выступления Т.А. Соловьева обратила внимание на ключевые проекты, реализуемые институтом. В частности, она сделала акцент на проводимые работы по созданию и развитию диагностических комплексов для исследования детей с расстройствами аутистического сектора, ранней помощи, выявления и сопровождения детей с дисграфией и дислексией, ТНР, нарушениями слуха, зрения.
Особое внимание она обратила на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, а также проинформировала участников мероприятия о начинающихся проектах в сфере издательской деятельности – издании учебно-методических комплексов, учебников для детей с аутизмом и ЗПР.
Помимо учебников институт начал работу по разработке интерактивных конструкторов, позволяющих автоматически собирать СИПР для дошкольников с комплексными множественными нарушениями развития. Т.А. Соловьева отметила, что уже существующий конструктор АДОП пользуется большим спросом, а полученный опыт учтен при работе над другими конструкторами.
Татьяна Александровна также проинформировала участников сессии о результатах исследования дистанционного обучения, проведенного в период пандемии COVID-19. Она рассказала и о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере.
В своем выступлении «Непрерывное профессиональное образование в ИКП РАО» заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова проинформировала о деятельности и возможностях института по повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, работе кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.
Она также рассказала о масштабных мероприятиях, проводимых институтом – общественно значимых мероприятиях, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог», научно-практических конференциях «Семья особого ребенка», «Образование детей с особыми образовательными потребностями в современном мире» и других, пригласив профессиональное сообщество РБ к тесному сотрудничеству и участию в них.
Затем перед участниками Недели ИКП выступила заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Наталия Викторовна Бабкина. Она ознакомила их с основными направлениями и результатами клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью. «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.
Наталия Викторовна также отметила факт разработки и апробации институтом 9 диагностических комплексов, которые включают инструктивно-методические письма, описывающие процедуру лонгитюдного и срезовых исследований различных категорий детей с ОВЗ; современный диагностический инструментарий; подробный алгоритм проведения обследования ребенка; формы заполняемой документации и протоколы; анкеты для педагогов и родителей. Сами же педагоги, проводившие исследования, предварительно прошли обучение в ИКП РАО. Например, в 2021 году это было 866 человек из 169 образовательных организаций. Кроме того, Институт разработал и запатентовал 5 специализированных баз данных.
В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе», подготовленном заведующим лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланой Борисовной Лазуренко и м.н.с. лаборатории Ильшатом Назифовичем Нурлыгаяновым, были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций. Было также отмечено, что пространственная среда, содействующая здоровьесбережению обучающихся, создана в большинстве образовательных организаций для детей с НОДА, в 49% - для детей с нарушениями слуха и 33% для детей с нарушениями зрения.
Затем ученый секретарь ИКП РАО Екатерина Александровна Кочетова ознакомила участников мероприятия с первыми результатами исследования влияния компьютерных технологий, в том числе виртуальной реальности, на здоровье обучающихся с ОВЗ в отношении функционального состояния анализаторов, компенсаторных возможностей сохранных функций и познавательных процессов.
Выступление заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Аллы Яковлевны Абкович было посвящено направлениям и результатам исследований в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с НОДА.
Она охарактеризовала предпосылки научных исследований, состав, особенности и нозологические характеристики современной популяции детей и подростков с НОДА, специфику ООП этой группы обучающихся. Алла Яковлевна также познакомила аудиторию с результатами мониторинга специальных условий в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с НОДА, который проводился в 59 специальных и 260 инклюзивных школах в 48 регионах РФ, и обратила внимание на факторы, которые необходимо учесть при разработке подходов к оценке образовательных достижений младших школьников с НОДА (уровень интеллектуального развития и др.). В заключение доклада она представила основные параметры интерактивного конструктора для проектирования ИПКР.
В заключение первой части работы представители ИКП РАО ответили на многочисленные вопросы участников мероприятия, а также представителей СМИ. «Башкортостан стал первым регионом для реализации проекта Института коррекционной педагогики РАО и модельным для дальнейшей работы по этой инициативе, - отметила она в блиц-интервью телеканалу БСТ. – Программа предполагает работу в самых разных форматах. И мы надеемся на фундаментальный, профессиональный двусторонний диалог, в котором примут участие в том числе родители, представители НКО».
В ходе работы стратегической сессии Т.А. Соловьева совместно с заместителем министра образования и науки Республики Башкортостан А.З. Галиевой посетили ГБОУ Уфимская коррекционная школа №120 для обучающихся с ЗПР. Во встрече, в рамках проекта «День большого человека» приняла участие председатель Попечительского совета Благотворительного фонда «Территория счастья» К.В. Хабирова.
Во второй половине дня работа была продолжена. На семинаре «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования» директор ИКП РАО Т.А. Соловьева осветила актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, связанные с вступлением в силу нового ФГОС, после чего состоялась открытая дискуссия, в которой приняли участие авторские коллективы разработчиков АООП. На ней обсуждались вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходами к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации АООП, а также разработки учебников для обучающихся с нарушениями зрения.
Затем сотрудники ИКП РАО посетили ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с НОДА, а также Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, где обучающиеся продемонстрировали игру в теннис и танцы на колясках.
Вечером Татьяна Александровна Соловьева вместе с заместителем министра образования и науки РБ Альфией Закировной Галиевой и директором Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов Фанилем Жамилевичем Нуриевым приняла участие в прямом эфире программы «Вечерний телецентр» телеканала БСТ, посвященном образованию детей с ОВЗ.