Правовая основа межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья и по содействию их трудоустройству
Современная стратегия развития систем образования и социальной защиты населения нацелена на признание безусловной ценности каждого человека. Главным целевым ориентиром обучения и воспитания, социальной поддержки людей с инвалидностью и ОВЗ является создание условий для реализации личности в различных сферах деятельности и ведение в последующем максимально независимой жизни.
Такая установка требует выстраивания координированной работы на различных уровнях, усилиями разных ведомств в том числе в плане реализации карьерных устремлений людей с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые позиции в плане нормативно-правового регулирования вопросов реализации карьерных устремлений людей с ОВЗ и инвалидностью отражены в Конвенции о правах инвалидов, которую Российская Федерация ратифицировала наряду с более чем 160 странами.
Данный документ наряду с Конвенцией №142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в области развития людских ресурсов» выделяет профориентационную работу как базовый компонент системы профессионального развития людей с инвалидностью.
Правовые основания для организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья и по содействию их трудоустройству составляют следующие документы:
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Статья 11 этого закона защищает права обучающихся на участие в мероприятиях по профессиональной ориентации, профессиональном обучении и занятости. Ответственность за проведение данные данных мероприятий возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон) указывает на ключевую роль образовательных организаций на начальном этапе профессионального становления.
В Законе отмечается важная роль образовательных организаций в осуществлении профессиональной ориентации.
Закон также закрепляет данные функции за дополнительным профессиональным образованием и фиксирует необходимость учета при реализации дополнительных образовательных программ возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Статья 66 Закона указывает на роль среднего общего образования в развитии, становлении и формировании личности обучающегося посредством развития интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Статья 75 Закона, регламентирующая вопросы дополнительного образования детей и взрослых определяет одну из его задач обеспечение адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Необходимым при этом является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Право на профориентацию также определено в Федеральном законе от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Данный закон определяет право на труд как одно из основополагающих прав граждан и закрепляет необходимость предоставления услуг по данному направления Органам служб занятости.
Согласно статье 7 органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны предоставлять гражданам, в том числе и с инвалидностью услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Статья 7.1-1. Определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения:
«…4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;
8) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.»
Данный закон содержит отдельную статью – 13.1., раскрывающую особенности содействия занятости инвалидов.
Согласно положениям данной статьи в целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости осуществляется сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении. Под сопровождением при содействии занятости инвалида при этом понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Пункт 13.3. указывает на необходимость организации не разрозненных мероприятий по содействию занятости инвалидов, а разработки целостных комплексных региональных программы содействия занятости населения.
Согласно данному закону к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалидов относится организация профессиональной ориентации инвалидов в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Решение о содержании и сроках осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида принимается органом службы занятости на основании заявления инвалида об осуществлении сопровождения при содействии занятости с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, а также о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности.
Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) от 24 ноября 1995 года также содержит конкретизированные положения о содействии профессиональному развитию инвалидов, в том числе и в плане профессиональной ориентации. Данные положения представлены в законе как основные направления реабилитации и абилитации инвалидов.
Согласно Закону о социальной защите инвалидов реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Наиболее полно вопросы профориентации отражены в постановлении №1 Минтруда России от 27 сентября 1996 года «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ»
Данное постановление определяет: понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.
Согласно постановлению профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.
Одним из путей решения проблемы обеспечения качественного образования людей с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации, уровня оказываемых услуг в социальной сфере, здравоохранении, в том числе и в плане решения проблем профессионального развития является разработка государственных стандартов.
Стандартом, призванным решить проблемы определения единого подхода к профориентации является - стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования утвержден приказом от 23 августа 2013 г. № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».
Стандарт устанавливает требования, обязательные при организации государственными учреждениями службы занятости населения профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Данный стандарт содержит конкретизированную последовательность осуществления процедур по профессиональной ориентации.