Подходы к оценке жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Российская система специального образования  претерпела в последние годы  значительные изменения. Сегодня перед педагогами специальных и инклюзивных школ стоит задача не только  организовать освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) знаний по основам наук, но и обеспечить их способность успешно функционировать в современном сложном мире, эффективно взаимодействовать с социумом и решать свои жизненные проблемы.

Формирование жизненной компетенции (ЖК) обучающихся  с ОВЗ и в частности обучающихся с НОДА стало одним из приоритетных направлений в образовании детей указанной категории.

На современном этапе жизненная компетенция понимается педагогами, учеными и практиками, как сочетание коммуникативных, бытовых и психологических умений и навыков, которые нужны человеку в обычной жизни, здесь и сейчас [2].

Общая стратегия формирования жизненной компетенции была заложена в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанной авторским коллективом под руководством Н.Н. Малофеева. Концепция определяет жизненную компетенцию как неотъемлемую часть образовательной программы и предлагает оценивать  достижения ребёнка с ОВЗ в этой сфере по изменениям его поведения в повседневной жизни, отражающим адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам, связанным со своими нуждами; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и др. Согласно Концепции продвижение ребёнка в сфере академических достижений и жизненной компетенции должно рассматриваться как критерий качества и результат образования при реализации  основных образовательных программ на цензовом уровне. При реализации  основных образовательных программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями компонент жизненной компетенции становится основным искомым результатом образования [11].

Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина связывают жизненную компетенцию с личностными результатами образования. Они указывают на  то, что достижение  личностных результатов  образования позволяет оценить продвижение ребенка в сфере ЖК, и именно успешность формирования ЖК можно рассматривать  как показатель повышения качества специального образования и основу для преодоления школьной дезадаптации обучающихся. Поэтому содержание комплексного сопровождения детей с ОВЗ должно в обязательном порядке включать направления работы, связанные с формированием сферы жизненной компетенции [3; 4].

Необходимость формирования сферы ЖК обучающихся с ОВЗ определяется и действующими нормативными документами, регламентирующих специальное и инклюзивное образование указанной категории обучающихся (ФГОС НОО ОВЗ, ПАООП НОО обучающихся с НОДА и др.).

Нормативно-правовые основания формирования ЖК обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяются следующими положениями, отраженными в указанных документах:

содержание образования включает две взаимосвязанные составляющие: академический компонент и компонент жизненной компетенции [13];

ЖК подразумевает  сформированность представлений  о насущно необходимом жизнеобеспечении, о собственных возможностях и ограничениях; овладение повседневными социально-бытовыми умениями и социально приемлемыми навыками коммуникации и взаимодействия с окружающим миром; готовность к вхождению обучающегося в социальную среду [13, 12].

Согласно примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с НОДА оценка достижения результатов сферы жизненной компетенции может осуществляться методом экспертной группы на междисциплинарной основе [12].  Следует  отметить, что  конкретных критериев оценки данных достижений не определено.

Одной из наиболее важных составляющих сферы жизненной компетенции ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является овладение социально-значимыми бытовыми и коммуникативными умениями и навыками.  Формирование указанных навыков у детей с НОДА вызывает значительные трудности из-за характерных для этой категории обучающихся нарушений в двигательной сфере, речевом и познавательном развитии. Эти нарушения определяют проблемы, с которыми сталкиваются дети в быту, при самообслуживании и в процессе социально-коммуникативного взаимодействия с окружающим миром [5].

Определяя содержание работы по формированию сферы жизненной компетенции конкретного ребенка с НОДА, необходимо  учитывать как общие направления данной работы, так и актуальные проблемы  самого ребенка. Коррекционно-развивающая работа с каждым ребенком должна быть индивидуально-ориентированной и целенаправленной и должна определяться на основе выявления того навыка или умения, отсутствие которого оказывает наиболее выраженное влияние на  социальную адаптацию  в данный момент времени.

Таким образом, высокую актуальность приобретает проблема диагностики сформированности сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В следующих разделах пособия представлен авторский  диагностический инструментарий для оценки сформированности  отдельных составляющих сферы жизненной компетенции обучающихся с НОДА.