5. НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В современных условиях экономического развития общества особое значение имеет свобода выбора профессии. Успешное освоение востребованной в обществе профессии обусловливает авторитет со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому важным этапом в жизни любого человека является профессиональное самоопределение.

В. П. Ермаков, И.Н.Зарубина [5] отмечают, что недостатки профессионального самоопределения, обусловленные тяжестью зрительной патологии, могут быть преодолены в процессе ранней профориентации.

Для построения ранней профориентации составляется рабочая программа и разрабатываются направления такой работы. Предлагаем примерный план.

Цель работы по формированию ранней профориентации:

Воспитание личности, способной к самостоятельной адаптации в современном мире, самореализации, определению жизненных и профессиональных перспектив.

Задачи:

  • развитие морально-нравственных качеств обучающихся, осознанности важности учебной деятельности, здорового образа жизни, необходимости труда,
  • воспитание активного члена общества, гражданина и патриота своей страны,
  • способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки, умения анализировать и объективно оценивать свои возможности,
  • содействовать определению жизненных перспектив, сознательному выбору профессии.

Направления работы по формированию ранней профориентации:

Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.

Цель: Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни.

Задачи:

  1. Развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.
  2. Формирование нравственных качеств личности и приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.
  3. Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.
  4. Осмысление основ правовой и экономической грамотности.
  5. Воспитание адекватных норм коммуникативного общения, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.
  6. Овладение воспитанниками системой знаний, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.

Познавательная деятельность.

Цель: Коррекция недостатков познавательного развития, развитие положительной познавательной мотивации в выборе профессии.

Задачи:

  1. Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач.
  2. Развитие основ личной самооценки; ответственности за свои поступки.
  3. Формирование профессиональных представлений.
  4. Воспитание положительных качеств личности (сознательность, организованность, дисциплинированность и т. д.), необходимых в самоопределении.

Оздоровительная деятельность.

Цель: Формирование у воспитанников установки на сохранение зрения и  здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. Воспитания личностных качеств, а именно: дисциплинированности, аккуратности, собранности, умении организовать свое время и пр.
  2. Воспитание интереса к занятиям спортом, поддержка и развитие детского спорта.

Трудовая деятельность.

Цель: Усвоение норм общественного поведения, позволяющих активно участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.

Задачи:

  1. Овладение воспитанниками общетрудовыми умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
  2. Воспитание   культуры   труда   и   умений   использовать   в   практической   деятельности.
  3. Формирование практической и психологической готовности к труду в целях успешной социализации и самоопределения.
  4. Коррекция поведения детей посредством трудотерапии.

Художественно - творческая деятельность.

Цель: Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Задачи:

  1. Систематичное развитие эстетического вкуса у слепых и слабовидящих обучающихся во всех сферах деятельности.
  2. Развитие интереса к традициям русской народной культуры, быта, воспитание уважения к традициям других народов.
  3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты.

Культурно-досуговая деятельность.

Цель: Способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы посредством приобщения слепых и слабовидящих обучающихся к досуговой деятельности.

Задачи:

  1. Приучать детей рационально использовать свое свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью.
  2. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, занятия по интересам и т.д.).
  3. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга.
  4. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам.
  5. Приучать активно участвовать в подготовке к праздникам.
  6. Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
  7. Поддерживать увлечения детей в разнообразной деятельности, создавать условия для дополнительного обучения в кружках и секциях.

Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

  1. постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка,
  2. просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, оказание им помощи,
  3. помощь в налаживании контактов между детьми, родителями и учителями.

Формы работы:

  1. родительские собрания,
  2. индивидуальные беседы.

Работа с воспитателем группы:

Задачи:

  1. Привлекать воспитателей к организации дополнительных занятий с отстающими учениками.
  2. Работа по ранней профориентации со слепых и слабовидящих обучающихся.
  3. Информировать воспитателей о проблемах слепых и слабовидящих обучающихся и их семей, о нравственном и физическом здоровье детей, о выборе профессии.
  4. Привлекать воспитателей к работе с родителями, к проведению классных и внеклассных мероприятий.
  5. Поддерживать тесный контакт с специалистами школы-интерната.

Формы работы с воспитателем:

  1. Организация бесед и консилиумов с учениками и родителями.
  2. Участие в организации и проведении конкурсов, предметных недель.
  3. Участие в школьных мероприятиях.

Индивидуальная работа со слепыми и слабовидящими обучающимися:

Формы работы:

  1. Индивидуальные и коллективные беседы с детьми о выборе профессии.
  2. Индивидуальные консультации по профессиональной ориентации.
  3. Вовлечение в классные, школьные и внеклассные мероприятия.
  4. Тесный контакт с родителями слепых и слабовидящих обучающихся.

Примерный перечень критериев сформированности навыков, необходимых для будущей профессии

Модель выпускника школы-интерната может быть представлена как упорядоченный перечень основных социально-значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности. Поэтому слепые и слабовидящие обучающиеся должны:

- знать себя, свои функциональные зрительные возможности для будущей профессии, особенности эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознано найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;

- ориентирован на сохранение зрения и здоровый образ жизни, способен противостоять негативным  дурным влияниям,  может отказаться от вредных привычек и не станет на пути противоправных действий, знает свое тело, имеет достаточно полное представление о нем, о своих психофизиологических возможностях, знает способы поддержания и укрепления здоровья;

- знаком с основами семейной жизни; умеет общаться с противоположным полом в соответствии с принятыми в обществе правилами;

- обладает психической, эмоциональной устойчивостью к непредвиденным (конфликтным) ситуациям; эмоциональным здоровьем, способен к эмоционально-поведенческой саморегуляции; проявляет толерантность;

- сформированы основы нравственно - правого самосознания; знает и понимает свои права, умеет их отстоять без нарушения правовых, этических норм; признает свои обязанности, как член общества;

- относительно развит интеллект, в том числе социальный. Умеет адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;

- сформированы интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями и умениями. Умеет организовать свой досуг; использует средства и возможности культуры для своего совершенствования, расслабления, снижение напряжения;

- сформированы навыки социально-бытовой ориентировки; профессиональные интересы и склонности, трудовые и профессиональные навыки; умеет осуществлять совместную деятельность с другими людьми.