3.6. Гладильщик [8,12,48].

6.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности - выполнение работ по глаженью белья и одежды утюгом и с помощью гладильных прессов.

Объекты профессиональной деятельности:

  • столовое и постельное белье, одежда из разных видов тканей,
  • гладильное оборудование (утюги, гладильные прессы, гладильные столы и доски),
  • технологические процессы подготовки к глаженью белья, глаженья белья, отпаривания.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «гладильщик», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и личной гигиены, правил техники безопасности;
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями: подготовка к глаженью белья и одежды утюгом и с помощью гладильных прессов, пользование гладильным оборудованием, складывание белья после глаженья,

поддержание чистоты и порядка в гладильном отделении.

  • Профильные виды деятельности.

6.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

  • знание назначения, устройства и правил эксплуатации гладильного оборудования (утюги, отпариватели, гладильные прессы, гладильные столы и доски),
  • знание типов тканей (лен, хлопок, шерсть, шелк), из свойств, ассортимента белья (постельное белье (простыни, пододеяльники, наволочки), столовое белье (скатерти, салфетки, полотенца), предметы одежды (брюки, шорты, блузки, футболки, майки, трусы, юбки, платья, джемпера и др.),
  • знание технологических процессов глаженья белья вручную и с помощью гладильных машин,
  • знание правил складывания белья после глаженья,
  • знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
  • знание правил ухода за гладильным оборудованием,
  • знание правил санитарии и личной гигиены, технической безопасности, способов и приемов безопасного выполнения работ.

 

6.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил техники безопасности,

санитарии и личной гигиены.

  • подготовка специальной одежды (халат, фартук, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
  • подготовка к использованию гладильного оборудования, распылителя для дополнительного увлажнения белья.

 

6.2.3 Подготовка белья и одежды к глаженью.

  • раскладывание белья для глаженья,
  • увлажнение белья вручную.

 

6.2.4 Глаженье белья и одежды вручную (утюгом).

  • выставление температуры нагрева подошвы утюга в соответствии с типом ткани,
  • добавление воды в резервуар для воды,
  • подключение утюга к сети,
  • глаженье белья,
  • отпаривание шерстяных изделий,
  • складывание выглаженного белья в определенном порядке.

 

6.2.5. Отпаривание одежды с помощью отпаривателя.

  • расположение предмета одежды на телескопической стойке (вешалке для одежды),
  • добавление воды в резервуар для воды,
  • отпаривание одежды,
  • складывание выглаженной одежды в определенном порядке.

 

6.2.6. Глаженье белья и одежды на гладильном прессе.

  • сортировка вещей по типу тканей,
  • выставление температурного режима (в зависимости от вида ткани),
  • добавление воды в емкость для воды,
  • увлажнение (если глаженье будет проводиться без пара),
  • раскладывание белья (одежды) на нижней панели гладильного пресса,
  • опускание верхней панели гладильного пресса,
  • вынимание выглаженного белья (одежды),
  • складывание выглаженного белья в определенном порядке.

 

6.2.7.   Поддержание порядка на рабочем месте.

  • чистка гладильного оборудования,
  • подметание и мытье пола.

 

  • Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами глаженья и отпаривания утюгом и с помощью гладильных прессов.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы может потребоваться сопровождение при выполнение трудовых действий, связанных с отпариванием.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Некоторые обучающиеся с ТМНР, имеющие нарушения двигательных функций, не смогут гладить белье утюгом, но работа с гладильным прессом и отпаривателем будет им доступна.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Для ориентации в гладильном отделении необходимо использовать маркировку мест хранения гладильного оборудования. Технологические процессы глаженья и отпаривания белья осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.

Высота гладильной доски и телескопической стойки с вешалкой для одежды должна соответствовать росту обучающегося. Для складывания отдельных предметов одежды желательно использовать специальное приспособление (шаблон), позволяющие качественно выполнить данное трудовое действие. При складывании постельного белья (пододеяльников, простыне), скатертей многим обучающимся с ТМНР потребуется участие сопровождающего.