3.4. Мойщик посуды [14,20,30,37,43,44,46]

4.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности - выполнение работ по мойке столовой и кухонной посуды вручную и в посудомоечных машинах.

Объекты профессиональной деятельности:

  • кухонная и столовая посуда, кухонный инвентарь,
  • моечная ванна двухсекционная, посудомоечная машина,
  • моющие, дезинфицирующие и чистящие средства,
  • технологические процессы мойки и обработки посуды, кухонного инвентаря, основного кухонного оборудования, немеханического оборудования.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «мойщик посуды», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены при подготовке столовой посуды и приборов, личной гигиены, техники безопасности,
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями: подготовка кухонной и столовой посуды к мытью вручную и в посудомоечной машине, подбор моющих и дезинфицирующих средств и применение их в процессе мойки и чистки посуды, пользование посудомоечной машиной, раскладывание на хранение посуды, инвентаря, поддержание чистоты и порядка в моечном отделении.

 

  • Профильные виды деятельности.

4.2.1. Знания, необходимые для работы.

  • знание назначения, устройства и правил эксплуатации предметов кухонной посуды (сковородки, кастрюли, сотейники, чайники, сливочники и др.), столовой посуды (тарелки, кружки, специализированная посуда (чайники для заваривания, сахарницы, вазы, соусники, столовые наборы и др.)), кухонного инвентаря (ложки, вилки, лопатки, половники, ножи различного назначения, разделочные доски, терки), немеханического оборудования (столы, стеллажи, моечные ванны и др.), основного кухонного оборудования (мойка, плита, духовка, микроволновая печь, вытяжка, посудомоечная машина, холодильник),
  • знание назначения моющих, дезинфицирующих и чистящих средств, а также средств для осуществления процесса мытья (полимерные, металлические губки, тряпки, ершики, щетки и т.п.),
  • определение моющих, дезинфицирующих и чистящих средств, их дозировка для осуществления процесса мойки и чистки посуды, приборов и оборудования,
  • определение предметов посуды, кухонного инвентаря, предназначенных для автоматической мойки,
  • знание правил размещения посуды в посудомоечной машине,
  • знание технологических процессов мытья посуды вручную и в посудомоечной машине,
  • знание правил ухода за кухонным оборудованием,
  • знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
  • знание правил санитарии и личной гигиены, пожарной и технической безопасности.

 

4.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной гигиены.

  • подготовка специальной одежды (халат, фартук, перчатки, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
  • подготовка посудомоечной машины к использованию,
  • подготовка моющих, дезинфицирующих и чистящих средств для осуществления планируемых процессов мойки и чистки посуды, приборов и оборудования.

 

  • Подготовка чистой посуды, столовых наборов к использованию.
  • складывание чистой посуды в тележку,
  • транспортировка тележки с чистой посудой к месту использования,
  • складывание салфеток в салфетницы,
  • наполнение наборов для специй специями,
  • установка на столы салфетниц и наборов для специй.

 

4.2.4. Подготовка использованной кухонной, столовой посуды, инвентаря к процессу мойки.

  • сбор использованной посуды со столов в тележки,
  • транспортировка собранной использованной посуды в моечное отделение,
  • доставка использованной кухонной посуды в моечное отделение,
  • выемка использованной посуды из тележки,
  • очищение посуды от остатков пищи,
  • сбор пищевых отходов.

 

  • Мытье посуды вручную.
  • наполнение моечных раковин теплой водой,
  • добавление в моечную раковину, предназначенную для использованной посуды, моющих, дезинфицирующих средств,
  • замачивание посуды в воде с моющими, дезинфицирующими средствами,
  • протирание посуды губкой,
  • чистка посуды чистящими средствами,
  • перекладывание посуды в моечную раковину, предназначенную для полоскания,
  • ополаскивание посуды,
  • вынимание посуды из моечной раковины и раскладывание для сушки.

 

4.2.6. Мытье посуды в посудомоечной машине.

  • загрузка использованной посуды в посудомоечную машину с соблюдением правил размещения,
  • засыпание моющих средств в посудомоечную машину,
  • выбор программы мойки и запуск посудомоечной машины,
  • выемка чистой посуды из посудомоечной машины,
  • раскладывание посуды по местам хранения.

 

  • Поддержание порядка на рабочем месте.
  • мытье основного кухонного оборудования,
  • мытье немеханического оборудования,
  • подметание и мытье пола,
  • определение необходимости наполнения столовых наборов салфетками и специями.

 

  • Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами мытья посуды вручную и с помощью посудомоечной машины.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсинзетивность к громким и резким звукам, то во время работы посудомоечной машины могут быть использованы защитные наушники.

Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, при наличии проблемного поведения может потребоваться сопровождение, поскольку выполнение трудовых действий связано с   работой с бьющимися, режущими и колющими предметами.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Нарушения двигательных функций могут затруднять выполнение обучающимися с ТМНР отдельных трудовых действий, в первую очередь, при работе с бьющимися предметами, при чистке сильных загрязнений (например, удаление с поверхности металлической щеткой пригоревшей пищи). В таких случаях потребуется участие сопровождающего. Обучающимся с нарушением зрения может потребоваться помощь при выполнении трудовых действий во время транспортировки посуды, работы с моющими и дезинфицирующими средствами, посудомоечной машиной.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Для ориентации в моечном отделении необходимо использовать маркировку мест хранения моющих и дезинфицирующих средств, посуды, кухонного инвентаря, уборочного инвентаря. Технологические процессы мойки и обработки посуды и оборудования осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.

При использовании ограничителей (поручней и др.) обучающиеся с нарушением зрения смогут лучше ориентироваться в помещениях (моечное отделение, кухня и др.), выполнять транспортировку чистой и грязной посуды, раскладывание посуды по местам хранения и др.

Обучающиеся с ТМНР низкого роста смогут раскладывать кухонную посуду для сушки и хранения при наличии опускаемых полок, стеллажей, мыть посуду вручную при наличии у моечных ванн подставок для ног. Для удаления остатков пищи с посуды могут использоваться щетки с длинными ручками, дополнительные насадки для корректировки толщины и формы ручки. Такие приспособления удобны при выполнении трудовых действий обучающимися, имеющими нарушения двигательных функций. Аналогичные приспособления могут быть предусмотрены и для уборочного инвентаря.