2.2. Показатели эффективности процесса обучения по критерию соотношения личностных и предметных результатов-достижений обучающихся
Для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
По объему личностных результатов (достижений) в процессе обучения интерпретация, следующая:
От 19 до 24 баллов – диапазон 75-100% - высокий результат. Сформированы.
От 13 до 18 баллов – диапазон 50-74% - средний результат. Сформированы частично.
От 6 до 12 баллов – диапазон 25-49% - низкий результат. Не сформированы.
Для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(АООП, вариант 1)
По объему предметных результатов:
- при результате от 49 до 60 баллов – диапазон 81% и выше- объем достижений (результатов и возможностей) обучающегося по критерию полноты усвоения оценивается как полное усвоение; соотносится с оценкой «очень хорошо» или «отлично;
- при результате от 33 до 48 баллов – диапазон от 54% до 80% - уровень объема достижений (результатов и возможностей) обучающегося по критерию полноты усвоения оценивается как «частичное усвоение», соотносится с оценкой «хорошо»;
- при результате от 22 до 32 баллов – диапазон от 36% до 53% - уровень объема достижений (результатов и возможностей) обучающегося по критерию полноты усвоения оценивается как «неполное», соотносится с оценкой «удовлетворительно»;
- при результате менее 21 балла – диапазон менее 35 % - уровень объема достижений (результатов и возможностей) обучающегося оценивается как «неудовлетворительно»
Для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(АООП, вариант 2)
Для обучающихся по АООП варианта 2 определены следующие показатели эффективности процесса обучения по критерию полноты усвоения программного материала:
- при результате от 33 до 60 баллов - диапазон от 55 % и выше- программный материал усвоен на уровне «самостоятельного выполнения практических действий», «выполнения действий по инструкции»;
- при результате от 22 до 32 баллов - диапазон от 36 % до 54% - программный материал усвоен на уровне «выполнения практических действий по образцу», «выполнения действий с частичной физической помощью»;
- при результате менее 21 балла – диапазон менее 35 % - программный материал усвоен на уровне «выполнение действий с значительной физической помощью» или «выполнения действий только совместно со взрослым».
Показатель соотношения личностных и предметных результатов-достижений за один год обучения (G)
Формула:
I (л) / I (пр) = G
Прим.*
I (л) – объем (%) личностных достижений
I (пр) – объем (%) предметных достижений
G – показатель соотношения.
Интерпретация показателя G:
Чем ближе значение G к 1, тем теснее связь между показателями I (л) и I (пр.), т.е. связь между личностными и предметными достижениями обучающегося; если при увеличении значений одного показателя происходит увеличение значения другого, то показатель G - считается высокоинформативным, а результат указывает на гармоничность соотношения личностных и предметных достижений: жизненные компетенции сформированы, динамика личностных и предметных достижений фиксируется как «значительная».
Чем ближе значение G к 0, или дальше от 1, тем слабее связь между этими показателями. Если при увеличении значений одного показателя происходит уменьшение (или увеличение) другого (или наоборот), то показатель G считается низко информативным, а результат указывает на дисгармоничность формирования личностных и предметных достижений, их динамика фиксируется как «удовлетворительная»: жизненные компетенции сформированы частично или недостаточно.
Если при увеличении значений одного показателя не наблюдается изменений значения другого показателя, то показатель G считается не информативным, динамика личностных и предметных достижений фиксируется как «минимальная» или неудовлетворительная: жизненные компетенции не сформированы.
Показатель G подсчитывается в конце каждого учебного года и его значения отражаются в профиле «Эффективность образовательного процесса обучающегося» (см. Протокол 4), где по горизонтальной оси обозначены классы, а по вертикальной оси – количественный показатель G (см. пример, Приложение 6).
Протокол 4
Профиль
Эффективность образовательного процесса обучающегося
Имя, фамилия обучающегося ______________
Возраст______________________________
Класс (обвести нужную цифру) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вариант АООП (отметить галочкой) 1 2
Таким образом, для контроля динамики планируемых результатов освоения обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и мониторинга эффективности образовательного процесса, заполняется несколько протоколов (4):
Протокол 1 - Протокол оценивания предметных достижений (знания и умения) обучающегося в текущей или промежуточной аттестации по АООП вариант1.
Протокол 2 - Протокол оценивания объема жизненных компетенций обучающегося текущей или промежуточной аттестации по АООП вариант 2.
Протокол 3 - Протокол оценивания личностных достижений, обучающегося.
Протокол 4 - Профиль эффективности образовательного процесса обучающегося.